Как известно из тех же романов Дюма, дворяне вызывали друг друга на дуэль по любому поводу, даже самому ничтожному. В этом наверное даже были плюсы: без дуэлей привилегированное сословие пожалуй бы расплодилось без всякой меры, а так, как говорится, шевалье с возу - кобыле легче.
Но то не отягощенные здравым смыслом дворяне, а королей то что могло сподвигнуть участвовать в смертельно опасных поединках? А то же, что и всех остальных! - ОБИДА.
Эрцгерцога Карла Габсбурга (будущего императора Карла V) как-то раз смертельно ОБИДЕЛ его приближенный. Будучи типичным представителем своей семьи, Карл очень любил музыку. Петь, играть на клавикордах, лютне и органе - все это было его хобби, которому он отдавался со всей страстью.
Уж насколько профессионально он это делал, остается загадкой... с другой стороны, если играет правитель, обычно принято аплодировать и рассыпаться в комплиментах.
Шарль де Ланнуа не готов был рассыпаться в комплиментах. Он вообще говоря, и музыку-то не особо любил. Или просто не умел играть и завидовал.
Поэтому как-то раз, когда в суровой мужской компании опять зашла речь о смычках и нотах, Ланнуа рассвирипел и заявил (сгоряча), что война и охота - вот занятия для настоящих мужчин! а на клавикордах тренькают только БАБЫ.
Опешивший эрцгерцог принял оскорбление на свой счет и посчитал, что такой спор может решить только поединок.
В назначенный день рыцари в тяжелых доспехах скрестили копья - и справедливость восторжествовала, жалкий мелофоб Ланнуа был посрамлен и выбит из седла. Сам Карл, как гласит легенда, был при этом ранен - но все же личным примером доказал, что быть можно дельным человеком и при этом любить музыку.
Шарль и Карл потом, разумеется, помирились. Тем более что существовала масса возможностей не словом, а делом доказывать свою мужественность. Ланнуа и доказал - в битве при Павии именно он принял шпагу сдавшегося в плен французского короля Франциска I.
А эрцгерцог Карл пронес любовь к музыке через всю жизнь, неизменным его спутником (даже в военных походах) был портативный орган, на котором император играл, когда было настроение. Этот орган хранится сейчас где-то в сокровищнице испанского дворца Эскориал.
Также император был известен очень хорошим слухом, безошибочно вычисляющим паршивую овцу в хоре и плагиатора среди композиторов.
"Герреро, директор каплеллы в Севилье, презентовал сочиненный им сборник месс, одну из них выбрали для исполнения в Юсте. Когда представление окончилось, император заметил своему исповеднику, что этот Герроро (сын самки собаки!) - ловкий ворюга! И перечислил все заимствованные отрывки, а также имена мастеров, чьи работы подверглись разграблению"
Как думаете, прав ли был будущий император, вызывая обидчика на дуэль?