Дворянин и цыганка — такой брак был немыслим для XIX века. Но не для семьи Толстых. Правда, история любви оказалась не без перчинки.
В молодости Сергей Николаевич, брат писателя Льва Толстого, увлёкся цыганским хором, а потом и семнадцатилетней певицей из тульского ансамбля, Машей Шишкиной.
По воспоминаниям Толстых, цыганка Маша была внешне совсем простой девушкой по сравнению со своим мужем. К сожалению, фотографии юной Марии Михайловны Шишкиной не сохранилось. Известно, что она была «милая, вечно ласковая», душа компании.
Внешность Сергея Толстого называли «породистой». К тому же он был отличным математиком, учился у самого Н.И. Лобачевского. Казалось бы, что общего у графа Толстого и необразованной цыганки? Любовь к музыке.
Венчаться с цыганкой граф не спешил, даже через десять лет совместной жизни, хотя у них были дети. И вот «седина в бороду, бес в ребро», как говорят в народе, Толстой влюбился в другую, в молоденькую Татьяну Берс, которая была младше его на двадцать лет!
Татьяна Берс приходилась родной сестрой Софье Берс, будущей жене Льва Толстого.
Толстой и Берс очаровались друг другом, завязался роман. Сорокалетний мужчина совсем забыл о своей цыганке и сделал предложение юной девушке.
— Будьте моей женой!
Правда, за предложением последовало условие, что свадьба будет только через год, потому что нужно уладить личные дела. Так он обозвал неофициальную жену с детьми, просто «личные дела».
Толстые и близкие друзья семьи прекрасно знали о том, что у Сергея Толстого есть тайная семейная жизнь с цыганкой Машей. Знала об этом и Татьяна Берс. Но по тем временам считалось, если официального брака нет, то нет никаких отношений.
Семнадцатилетней девушке была уверена, что её возлюбленный давно уже не любит цыганку и никогда не собирался на ней жениться. Дети тоже не были помехой. Вырастут и будут петь в цыганском хоре, как матушка, что с них ещё взять.
Пока Толстой сходил с ума по юной девушке, Мария Шишкина в Туле ждала от него пятого ребёнка.
Когда бедная Маша узнала об увлечении своего незаконного мужа, не стала с ним скандалить, выяснять отношения, просто совсем погрузилась в себя. Мало того, что он с ней уже больше десяти лет и до сих пор не собирается жениться, так ещё и завёл роман на стороне. Женщина решила вновь смиренно ждать его итоговое решение.
Правда, Сергей Николаевич не спешил уходить от Марии и кормил завтраками Таню Берс о том, что скоро женится. Толстой не мог понять, как поступить, и изводил их обеих.
Татьяна Берс от отчаяния однажды попыталась отравиться, «выпив много квасцов». К счастью, она осталась жива, а Сергей Николаевич продолжил её мучить неопределённостью.
Странно, что родители Татьяны не отправили Толстого куда подальше, а просто с сочувствием наблюдали за её страданиями. Наверное, они думали, что он всё-таки женится на их дочке, тихо-мирно сыграют свадьбу и станет она графиней.
В то же время цыганские родственники Марии пытались отстоять её честь. Мать заявила, что вся Тула узнает об ужасном поступке Сергея Николаевича, если он не одумается. Сор из избы никто не хотел выносить, Толстые и Берс побаивались огласки.
Ситуация накалялась! Уже больше трех лет длилась эта любовная неразбериха. Отчаявшаяся Татьяна Берс после попытки отравиться обратилась за советом к Льву Толстому. Он поделился своим мнением в письме:
«Как я смотрю на ваше будущее? Сережа сказал раз: „Надо все кончить так или иначе, женившись на Маше или на Тане“. Я жалею Машу больше тебя по рассудку, но, женившись на Маше, он, пожалуй, погубит и ее и себя… Я ничего не знаю и ничего определенного для вас не желаю, хотя люблю вас обоих всеми силами души. Что для вас обоих будет лучше, знает один Бог. В душе перед Богом тебе говорю, я желаю — да, но боюсь, что — нет… Прощай. Молись Богу, это лучше всего…»
После этого письма Татьяна Берс начала осознавать всю сложность ситуации, ведь на самом деле Толстой в отношениях с Марией уже пятнадцать лет, и если бы он хотел от неё уйти, он бы сразу ушел.
Девушка отказалась быть разлучницей, отправила Сергею Николаевичу письмо и пожелала счастья. Взяла и смело сделала выбор вместо сорокалетнего мужчины.
Толстой попытался вернуть Татьяну, но через время всё-таки согласился с разумностью её решения и наконец-то решил узаконить свои отношения с Марией. В 1867 году Сергей Толстой женился на цыганке Маше, которая наконец-то стала графиней Толстой.
Детей Толстой официально усыновил, дал им свою фамилию. Семья стала жить в поместье Пирогово, часть которого досталась Сергею Толстому по наследству.
Местные крестьяне невзлюбили графиню Толстую, ведь она была тоже из простого народа. Некоторые говорили, что Мария Михайловна почувствовала власть и всячески унижала крестьян. Но в это не особо верится, Лев Толстой часто в письмах упоминал добродушность, кротость, спокойный нрав Марии.
А вот её мужа даже близкие считали деспотом и мизантропом, «бранящим весь мир», хотя в молодости таким он не был.
Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, — он всегда пел, — его рисованием, его веселием — Лев Толстой
Первым из жизни ушел Сергей Николаевич, он тяжело заболел. Марии Михайловне после его смерти осталось имение. Но в 1917 году его разграбили свои же крестьяне, наконец-то они вполне законно смогли выплеснуть свой гнев на простушку, которая стала графиней.
Толстая была вынуждена уехать в Тулу, где через год умерла.
К сожалению, совсем мало сохранилось фотографий с Марией Михайловной, мне удалось найти только две. Вряд ли мы узнаем, как в молодости выглядела цыганка Мария Шишкина, ставшая графиней Толстой.
#история россии #писатели #биография #родословная #реальная история
Спасибо за вашу поддержку! Лайки, репосты и подписки на канал помогают развитию блога.