В этой истории будет много совпадений — скажем честно, тут морские боги решили пошутить над жалкими посудинами и ничтожными людьми.
А начало эта история берет в Поднебесной, находившейся к концу 19 века в плачевном состоянии. Весной 1895 года был подписан договор в Симоносеки, унизительный для Империи Цин. Спустя два года германское правительство взяло в аренду порт и крепость Циндао, а узнавший об этом «кузен Ники», он же в Николай Второй, направил эскадру к Порт-Артуру, чтобы так же взять его в аренду. Послу Империи Цин в Берлине сказали, что два правительства действуют согласованно.
Германский штаб сосредоточил к началу войны в водах Циндао эскадру под командой адмирала графа Максимилиана фон Шпее. Вспомним их поименно, благо список невелик
Итак, флагманский корабль адмирала Шпее — броненосный крейсер «Шарнхорст». В эскадре шел его систершип: «Гнейзенау», лёгкие крейсеры «Эмден», «Лейпциг», «Дрезден», «Карлсруэ» и «Нюрнберг». Четыре канонерки, старая развалина «Корморан» и австро-венгерские корабли. Крейсер «Карлсруэ» стоит у Порт-о-Пренса, на Гавайских островах, «Дрезден» болтается у Карибских островов, «Лейпциг» стоит у Мексики. В июле Шпее приказывает всем кораблям эскадры собраться, чтобы…
… чтобы понять, чего он хочет от своих сил в окружении многократно превосходящего противника.
11 августа на горизонте показались вулканические пики Пагана. На якорной стоянке собралось множество германских кораблей. Прибыл угольщик «Статс-секретарь Кретке», торговые суда «Хользатия», «Лонгмор», «Принц Вальдемар». Вскоре появился внушительный лайнер «Принц Эйтель-Фридрих». 13 августа прибыл легкий крейсер «Эмден».
В тот же день адмирал созвал своих капитанов на совет. Присутствовали: командир «Шарнхорста» Шульц, командир «Гнейзенау» Меркер, командир «Нюрнберга» фон Шёнберг, командир «Эмдена» фон Мюллер и командир лайнера «Принц Эйтель-Фридрих» Тирекен. Адмирал предложил силами всей эскадры направиться через Тихий океан к берегам Чили. Это позволило бы использовать находящиеся там германские суда для доставки угля. Там же можно будет нанести серьезный удар по британской торговле. При плавании в Индийском океане появится возможность сорвать перевозки войск из Австралии и Индии, но там не будет никакой возможности обеспечить корабли углем. Правительство Чили всегда занимало традиционно дружескую позицию по отношению к Германии, и можно было даже рассчитывать на ремонт в доках.
С мнением адмирала согласились все, кроме фон Мюллера. Он сказал: «Я опасаюсь, герр адмирал, что мы практически ничего не сделаем за время долгого плавания через Тихий океан. И я не столь уверен, как вы, в действенности принципа «fleet in being». Если вы считаете, что обеспечение углем всей эскадры в восточно-азиатских, австралийских и индийских водах вызовет слишком большие трудности, то, может быть, вы разрешите мне одному действовать в Индийском океане?»
Шпее приказывает выдвигаться всем составом по пути к Чили. Ближайшей точкой в безбрежной глади были Маршалловы острова. Шли в строжайшей секретности, без огней, радиообмена и даже не выбрасывали мусор с кораблей. Стоит ли говорить, что капитаны торговых и пассажирских кораблей к этому не привыкли — и в ночь на 12-е августа они потерялись. Вместе с ними отстал и «Эмден», капитана фон Мюллера (который сомневался в удачности плана). К нему присоединился угольщик «Маркоманния». Фон Мюллер понял это как «кард-бланш» от адмирала, как полное дозволение в инициативе крейсерствовать, грабить. Счастливый фон Мюллер радирует на флагманский «Шарнхорст»:
— Благодарю Ваше превосходительство за оказанное доверие тчк Желаю Крейсерской эскадре счастливого плавания.
Шпее ответил коротко:
— Удачи.
Этот маневр не входил в план Шпее. Совершенно. Но невозмутимый адмирал решил, что эту инициативу стоит поощрить. «Эмден» ушел к Цусиме, оттуда к Индии… но об этом позднее
Основные силы, а это братья близнецы «Шарнхорст» и «Гнейзенау», вместе с «Нюрнбергом» шли навстречу «Лейпцигу» и «Дрездену»
23-го сентября эскадра дала свои первые залпы по острову Папеэте, принадлежащему французам. Ошибка ли это? С одной стороны, безусловно. Снаряды в Тихом океане получить негде, не у кого. И к тому же французы оповестили англичан о местонахождении эскадры Шпее. Но с другой стороны… моряки шли в ожидании боя более сорока дней в радиомолчании, среди зловонных куч мусора. Моральный дух был низок, и Шпее дал возможность размять руки и отвести душу на французах. A la guerre comme a la guerre. На войне как на войне.
12 октября эскадры вышли к острову Пасхи, что в 1920 морских милях от места встречи — порта Коронель. Корабли шли на полном ходу и встретились с «Лейпцигом» и «Дрезденом» чуть раньше — у острова Мас-а-Фуэра, в 377 морских милях от берегов Чили. Здесь корабли встали в свете предполагаемой встрече с британцами. Это было 23 октября.
Шпее предполагал, что с этой позиции можно перехватывать британские корабли, груженные селитрой, важнейшей составляющей взрывчатых веществ. Так же Шпее полагал, что британцы знают о его приближении, а значит сосредоточили силы (неизвестно какие), которые также можно перехватить.
Основной противник Шпее — адмирал Крэдок. У него приказ: найти и уничтожить силы адмирала Шпее (предполагалось, что в составе 3 крейсеров) и его пять крейсеров, броненосец и транспорт. Последних он оставил: эскадра теряла в скорости из-за старого «Канопуса». Его силы были так же распылены по двум океанам, и он успешно собрал их, успевая гонять «Карлсруэ» (лучший крейсер германского флота с 27 узлами скорости), но к 23 октября у него в прямой видимости были все пять кораблей.
Старый "Канопус», его экипаж еще не знает, какие головокружительные успехи его ждут. Он отомстит обидчикам Крэдока, и к тому же постреляет из добрых старых пушек на другом конце света — у Дарданелл. Переживет посадку на мель у Салоник, а после войны — сдадут на слом.
Первое ноября 1914 года. Погода, как отмечают судовые журналы, ясная, сильный ветер. В четыре часа дня «Лейпциг» хотел войти в бухту города Коронель и взять там 24 часа стоянки. Спустя десять минут капитан Люс с британского крейсера «Монмут» заметил дым (из труб «Лейпцига») и отправился на разведку. Его и заметил Шпее, отправив аккуратно, тихо, остальные силы. Крэдоку доложили, что противник с двух сторон, а Шпее доложили, что основные силы противника идут вперед. Так адмиралы встретились внезапно друг для друга, словно поймали собственный хвост.
К десяти вечера битва окончилась. Все пять противников освещали водную гладь Коронеля пожарищами. «Добрая надежда» перевернулась.
Тем временем в Лондоне, адмирал Фишер продумывал следующий шаг: нужно прикрыть главную угольную базу флота — это Порт-Стэнли на Фолклендах. Для этого нужно отправить корабли, которые важны и на других участках. Это был вечер 29-го октября. Утром 30-го Его величество принял рапорт адмирала Фишера о «неполном служебном соответствии» первого морского лорда, принца Луи Баттенберга. Вместо него был назначен… конечно Фишер. Теперь у него есть возможность отправить часть сил главного флота, флота Метрополии, на прикрытие Фолклендов. Добро дал и первый лорд Адмиралтейства — Уинстон Черчилль.
Возможно, именно он и стоял за этой интригой. Такое предположение появляется вот почему. При принце Баттенбергском был начальник штаба, адмирал Довентон Старди. Вместе с принцем Луи летит вниз и Старди, которого обвиняют в потере трёх крейсеров за день. Старди не при чём, потому что три крейсера (вот ведь совпадение это «Кресси», «Хог» и «Абукир» — три победы английского оружия в Столетней войне) топит немецкая подводная лодка под командой Отто Веддингена. Старди был нужен как козел отпущения для Фолклендов.
Итак, Довентона Старди отправляют под предлогом «смывать позор кровью» из Лондона на Фолкленды. Дали солидные силы — два линейных крейсера — «Невидимый» и «Несгибаемый», то бишь «Инвизибл» и «Инфлексибл». Каждый из них превосходил флагманский корабль Шеера в любых характеристиках.
Только вот незадача: «Инвизибл» стоит на ремонте в доках Кроматри, а ремонт окончат не раньше 13-го ноября, пятница. Проблема «Инвизибла» в его котлах, а в доке перекладывали огнеупорный кирпич на дне котлов. Фишер приказал выдвигаться 11-го и дочинивать паровой котёл на ходу.
Условия для реванша за Коронель выбраны прекрасно: количественное (адмиралу Старди передали в подчинение крейсеры коммодора Стоддарта) и качественное преимущество кораблей позволяет навязывать время и дистанцию артиллерийской дуэли.
Немцы подошли к Порт-Стенли в два часа ночи на скорости в 18 узлов. Головной наблюдатель заметил дымы. Предположили, что англичане сами подожгли угольные склады, но потом разглядели верхушки мачт. Это были крейсера эскадры Стоддарта, пять единиц, а за ними и основные силы Старди — два линейных крейсера.
Двадцать залпов спустя Шеер отдаёт приказ рассыпаться, и бой принял характер одиночных артиллерийских дуэлей. К ночи всё было кончено. «Дрезден» исчез во тьме ночей, «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Лейпциг» и «Нюрнберг» исчезли на дне. В их честь назовут корабли уже при Гитлере. Максимилиан фон Шпее тоже будет увековечен в металле.
«Дрезден» найдут через несколько месяцев у берегов Чили. Это будет уже март-апрель 1915-го, без флагов и без команды. Команда уже обосновалась на берегу, в том числе и небезызвестный вам ... лейтенант Канарис. Там, в Чили, он угодил в лагерь для интернированных, но бежал в августе 1915-го, к ноябрю добрался до родины и стал военным разведчиком. В 1917-м его перевели на самую перспективную с точки зрения военной науки деятельность — подводный флот. Все союзные державы пришлют ему награды: Австро-Венгрия, Турция и Болгария.
А что же «Эмден»? Как поживает капитан фон Мюллер, который 11-го августа счел ошибку рулевого на «Маркоманнии» своим шансом?
Он выполнил сумасшедший маневр, описав петлю вокруг Японии, ушел к Индии, оттуда к Австралии. Потопил 23 корабля, включая один русский крейсер (это был «Жемчуг», который стоял в порту Пенанг, Малайзия), после чего у Кокосовых островов крейсер высадил десант, чтобы уничтожить радиостанцию. Вообразите себе удивление десантников, которые видят, что их родной крейсер уходит. Уходил «Эмден» навстречу крейсеру «Сидней», а читай — неизбежной гибели. Но десантная команда крейсера нашла на острове рыбацкую лодку с вёслами и парусом и поплыла. Мимо вражеской Австралии к Аравийскому полуострову без компаса и карт, к порту Ходейда в Йемене. А из Ходейда пешком в Константинополь, пройдя полмира. Эту историю прекрасно рассказывает почтенный г-н Гришковец. Посмотрите, не поленитесь, удовольствие обеспечено.
Поставим точку в нашей истории. В начале было рассказано про базу Циндао и их родство с Порт-Артуром. Японские офицеры подтвердили: крепость Циндао очень похожа на Порт-Артур. Для обстрела германской твердыни в Азии подтянули те же пушки, что угробили и Кондратенко. А коли я вас предупредил, что морские боги любят шуточки, то вот вам очередная. На рейде «германского Порт-Артура» встал японский броненосец «Сува», в прошлой жизни русский броненосец «Победа», класса «Пересвет»
Все описанные действия прошли с августа 1914 по конец ноября того же года. Британский флот быстро справился с умелым, но фаталистичным противником. Германские же моряки вошли в конце концов во вкус драки под Коронелем и у Порт-Стенли.
Автор - Михаил Дунаев