Найти в Дзене
Кто такая АнглоМАМА?

"Открытые" игрушки. Что это, зачем они нужны детям и какие выбрать?

Оглавление

Последнее время можно часто услышать про "открытые" игрушки. Что это? Очередное новшество, навязанное маркетологами или действительно незаменимая вещь для развития вашего ребенка? Предлагаю разобраться.

Термин open-ended toys (дословно: игрушки с открытым финалом) становится популярным из-за распространения методик воспитания и развития, таких как Монтессори, Вальдорфская школа и др. Здесь я расскажу, что из себя представляют такие игрушки, чем они отличаются от «закрытых», какие в них плюсы, а также в какие "открытые" игрушки играет мой сын.

Крайне сложно дать однозначное определение "открытым" игрушкам, так как по своей натуре они ничего определенного из себя не представляют, но могут быть всем. Про игрушки открытого типа говорят, что это предметы, в которых только 10 % от игрушки, остальные 90 % - это воображение вашего ребенка.

Проще говоря, это материалы, которые стимулируют неограниченную творческую деятельность. Они могут использоваться малышами, тоддлерами, дошкольниками и даже детьми школьного возраста. И каждый ребенок придумывает с ними свою индивидуальную игру.

Отличие от игрушек закрытого типа.

Игрушки закрытого типа (closed-ended toys) заключают в себе заранее продуманный алгоритм игры. Например, это пазл - его можно собрать и получить картинку.

Но поэкспериментировать с пазлом не получится, если собирать его неправильно, то выйдет бессмыслица. Это было заранее продумано создателем, чтобы ребенок понимал: "Если я собираю неправильно, картинки не получится". И это однозначно важно для развития концентрации, чувства достижения результата, обучения самокоррекции. Такие игры позволяют повторять действия снова и снова, чтобы достаточно овладеть тем или иным навыком. Но в то же время, игрушка «закрытого» типа никогда не подарит ребенку чувство свободы, которые дарят «открытые» игрушки.

Рассмотрим подробнее плюсы открытых игрушек:

  • не имеют правильного и неправильно применения, поэтому ребенок не испытывает страха совершить ошибку.
  • стимулируют фантазию, способствуют ролевым играм
  • позволяют снижать уровень эмоционального напряжения через творческую деятельность
  • многие из них действительно долговечны и пользуются одинаково популярностью и детей разного возраста (вместе с детьми меняются и игры с открытыми игрушками)

Список самых популярных "открытых" игрушек:

Мусор

Если вы ещё не закрыли эту статью, то объясняю: под мусором я имею в виду картонные коробки от бытовой техники, которые в воображении вашего ребенка прекращаются в дворцы, ракеты и бункеры. Это может быть интересной формы упаковка, которая сегодня напоминает вашему ребенку машинку, а завтра уже похожа на поднос, на котором можно сервировать чай для кукол. Наблюдали ли Вы такую ситуацию – ребенку подарили восхитительную дорогую мягкую игрушку, а его больше увлек подарочных пакет, в который она была упакована? Пустые пластиковые бутылки, упаковки из-под яиц, коробки из-под печенья и многое то, что вы посчитали бы мусором, может надолго занять внимание вашего ребенка. Не спешите это выбрасывать, позвольте детям изучить рассмотреть эти предметы реального мира и возможно он найдет в них настоящий источник вдохновения. Конечно, помните о безопасности, прежде чем предложить ребенку что-либо ребенку для игры.

Деревянные кубики

Игрушка стара как мир, но не теряет своей актуальности. На рынке можно встретить «обучающие кубики» с буквами цифрами, светящиеся, говорящие, но это все лишнее. Главная функция – это служить строительным материалом для возведения ветеринарной клиники или котлетами на званом обеде для кукол. Почему бы и нет?

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Конструктор LEGO и аналоги

Конструкторы уже прочно заслужили место практически в каждой детской комнате. Не стоит покупать малышам большие наборы и все обновления коллекций. Начните с небольшого набора для знакомства. Часто малыши в возрасте 1.5 – 2 года теряются, когда видят большое количество деталей.

Магнитный конструктор

Эта открытая игрушка стала чрезвычайно популярной заграницей и постепенно завоевывает маленьких поклонников в России. Наборы представляют из себя пластиковые пластины с магнитным креплением. В отличии от других видов конструктора легко поддаются неумелым ручкам малышей и обладают достаточной степенью прочности. И есть что-то особенно притягательное в том, как магнитики щелкают притягиваясь друг к другу, что заставляет детей надолго увлечься процессом. В результате получаются плоские или объёмные фигуры, постройки, ракеты и все остальное на что хватит фантазии. У нас этот набор появился, когда малышу было 2 года, играем всей семьей. И это стало первой игрушкой, которая увлекла сына настолько, что он самостоятельно сконцентрировано играл в течении 20-30 минут.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Сенсорные мячики

У детей есть потребность бросать предметы, это небезосновательно. Бросая, они работают над крупной моторикой и изучают траекторию падения разных объектов. Не все дома бросать можно и когда мой сын предпринимает попытку швырять свои кроссовки или зубную щетку, я стараюсь его переключить. Не запретить, а предложить те игрушки, которые бросать можно. Например, резиновые мячики, разных цветов и форм. Малыши с помощью таких наборов развивают тактильные ощущения, весело играют с ними в ванной, а ребята постарше используют их в сюжетно-ролевых играх в качестве еды для животных или снежков.

Пластилин, кинетический песок, тесто для лепки

Незаменимый материал в зимнее время, когда нет возможности повозиться в песочнице. Потребность играть с пластичными материалами сохраняется и в школьном возрасте, поэтому ошибочно считать, что пластилин или кинетический песок исключительно для малышей. Как и с другими открытыми игрушками, игры растут вместе с детьми. Еще вчера они делали куличики и катали колбаски, а сегодня кормят игрушечных животных пластилиновой пиццей.

Фигурки животных

Эти игрушки точно не будут пылиться на полке, ведь они дают огромный потенциал для занятий и ролевых игр. Малыши от года изучают размеры и звуки животных, играя с родителями, а дети постарше управляют фермой и учат животных в школе. Лично у меня были дебаты с мужем по поводу фигурок животных. Поскольку мы договорились, что игрушек у нашего ребенка будет немного, каждую покупку мы обсуждаем. «И как он будет с ними играть? Они неинтересные!». Но как вы поняли, это типичная черта открытых игрушек. Позвольте решить вашему ребенку, как именно он будет с ними играть. Помните «Play is the work of the child» (Игра – это работа ребенка)

В заключении хочу напомнить, что необязательно иметь все эти материалы. В Монтессори среде действует принцип «Less is more» (Меньше – значит больше). Этот принцип особенно актуален для детских игрушек. Чем их меньше – тем более вероятно ребенок будет больше фантазировать и заниматься игрой, а значит развиваться. А по статистике, ребенку нужно лишь ¼ всех покупок, которые мы для него совершаем.

Спасибо, что дочитали! Возможно, вам также будет интересна статья о ежедневном развитии речи или о малоизвестных последствиях постоянной похвалы для самостоятельности ребенка. Таже смотрите на канале видео из нашей англо-жизни с сыном.