В истории Нового времени много примеров, когда один и тот же знаковый памятник копировался для установки в другом месте. Нередко встречаются истории, когда один и тот же памятник меняет свое местоположение. Такова, в частности, судьба одного оленя, которого нелегкая судьба занесла из немецких земель в Смоленск. Но для начала вспомним другие аналогичные случаи.
Франция Америке подарила Свободу
Наверное, самый яркий пример копирования памятника – Статуя Свободы на южной оконечности острова Манхэттен в Нью-Йорке. Она была сооружена как подарок США от Франции ко Всемирной выставке 1876 года и 100-летию американской Декларации Независимости. (Франция активно поддерживала Штаты в их борьбе за независимость от ее вечной соперницы - Великобритании). Идея монумента приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. Он вдохновил на ее создание французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди.
В столице Франции насчитывается около пяти копий статуи. Самая известная была открыта на Лебедином острове 4 июля 1889 года через три года после оригинала в честь Дня независимости США и 100-летия штурма Бастилии и начала Великой французской революции. Бронзовая версия 1/16-й модели, служившей образцом для нью-йоркской статуи, приветствует посетителей во дворе музея искусств и ремесел. Оригинальная гипсовая модель Статуи Свободы 1875 года демонстрируется в самом музее. Другая модель высотой почти три метра, которую Фредерик Огюст Бартольди создал для Всемирной выставки в Париже 1900 года, выставлена в Люксембургском саду.
Неукротимые кони
Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», созданными скульптором П. К. Клодтом и ставшими одним из символов города. За образец Клодт взял «Коней Марли» (1743-1745) из каррарского мрамора произведение скульптора Гийома Кусту по заказу французского короля Людовика XV.
Ныне они хранятся в Лувре, копии установлены на Площади Согласия у начала Елисейских полей. Они восходят к античным оригиналам: изображениям Диоскуров на Капитолии и на Квиринальской площади в Риме.
В 1842 году Клодт отлил в бронзе две группы бронзовых коней - их прямо с литейного двора император Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. В 1846 году Николай I подарил очередные бронзовых копии коней королю обеих Сицилий Фердинанду II за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии.
Аналогичные отливки в бронзе оказались в петергофском дворце Бельведер, Орловской усадьбе в Стрельне и в подмосковной усадьбе Голицыных - Кузьминках. В 1900-х годах в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены скульптуры, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.
Циолковский – от Боровска до Брисбейна
Москвичам и гостям столицы хорошо знаком монумент «Покорителям космоса», установленный в 1964 году у ВДНХ (ныне ВВЦ) в память достижений советского народа в освоении космического пространства. Но мало кто знает, что его уменьшенная копия установлена в небольшом старинном городе Калужской области – Боровске. Здесь К.Э. Циолковский жил и работал в течение 12 лет. (Другая копия была передана СССР в дар Дворцу Наций - европейской штаб-квартире ООН).
В 2007 году рядом с монументом в Боровске появилась бронзовая статуя великого ученого, посвященная 150-летию со дня его рождения, работы скульптора Сергея Бычкова. Вокруг скульптуры было много споров, даже насмешек: Циолковский изображен в виде городского чудака, который, сидя в валенках, смотрит на небо и грезит о межгалактических полетах. Однако статую отстояли, и больше того – в сентябре 2007 года во время Дней России в Австралии международный благотворительный фонд «Диалог культур - единый мир» передал в дар городу Брисбейн аналогичную композицию из бронзы.
Печальный ангел и некрасивая история
Аналогичная реакция со стороны части общественности ожидала и памятник «Печальный ангел» в Санкт-Петербурге на реке Карповка, который был задуман для увековечения подвига медиков, погибших в борьбе с Ковид-19. Инициатором его создания выступила Ирина Маслова, открывшая Стену Памяти, где с апреля 2020 года размещались фотографии первых медиков, погибших от этой болезни. Другим инициатором памятника стала вдова питерского художника и скульптора Романа Шустрова - Мария Касьяненко, художник, ювелир и верный соратник своего мужа. Он сам оказался жертвой этой напасти и 14 мая 2020 года скончался в результате полного поражения легких.
«Печальный ангел» - частичная копия более ранней работы того же автора. В Измайловском саду у Фонтанки Роман Шустров установил аналогичную небольшую композицию - «Петербургский ангел». Она посвящена питерской интеллигенции, пережившей революцию, гражданскую войну, сталинские репрессии, вторую мировую войну… Небольшой монумент неизменно вызывает щемящие чувства и отлично вписался в питерский ландшафт.
Но вот его «собрат» стал мишенью для атак со стороны диванных критикунов, которые не только не способны воспринять современное искусство, но и чужды уважения к ушедшему из жизни автору. Хуже того, нынешний ставленник «Едра» на посту главы северной столицы решил пропиариться и открыл памятник, который создавался как общественная инициатива. «Печальный ангел» был открыт во второй раз уже активистами, причем в обеих церемониях принимала участие вдова автора. Не выдержав переживаний, Мария Касьяненко в начале 2021 года добровольно ушла из жизни (застрелилась из браунинга).
Египетская сила, или Как европейские столицы обелисками меряются
Питер также стал участником такого явления, как египтомания – общеевропейского мародерства на руинах древней цивилизации. На площади Пьяцца дель Пополо в Риме стоит один из 13 обелисков столицы Италии. Обелиск Фламиниo - первый монумент, который римляне умыкнули из завоеванного Египта. Сделанный во времена фараонов Рамзеса II и Сети I (XIII в. до н.э.) обелиск был доставлен в Рим в 10 году до н.э. и установлен в Большом Цирке. В 1587 году разломанный монумент был откопан и отправлен на реставрацию, а затем установлен на площади Пьяцца дель Пополо.
Еще в 357 году н.э. по приказу римского императора Констанция II в Большом Цирке был установлен обелиск из храма Амона-Ра в Карнаке, где он стоял с XV века до н.э. Упавший и расколовшийся на три части монумент был откопан в 1587 году и после реставрации установлен на Латеранском холме возле Собора Святого Иоанна Крестителя. Латеранский обелиск – самый высокий из сохранившихся древнеегипетских монументов (высота с постаментом с крестом - 45,7 м).
Но, наверное, самый знаменитый римский «трофей» - обелиск Ватикана высотой 41 м (вместе с пьедесталом и крестом). Он был доставлен в 37 году н.э. в Рим и установлен в Цирке Нерона, где и простоял до 1586 года, когда по приказу папы Сикста V монумент был перевезен в Ватикан и установлен на площади перед собором Святого Петра.
Дурной пример заразителен. В первой половине XIX века на волне египтомании аналогичными обелисками обзавелись Париж и Лондон. Павда, речь шла уже не о трофеях, а о подарках. В 1819 году паша Мухаммед Али подарил англичанам обелиск высотой 21 м, вырезанный на Асуанских каменоломнях из красного гранита в середине II тысячелетия до н.э. С XV в. до н. э и по I в. до н. э он стоял в Гелиополе, а во время правления Октавиана Августа был перевезен римлянами в Александрию.
Из-за отсутствия денег на транспортировку он оставался в Александрии до 1877 года, пока доктор Эразмус Вильсон не выделил деньги из личных средств на его доставку в Лондон. Спустя 8 месяцев он был установлен на набережной Виктории, где лондонскую Иглу Клеопатры можно увидеть и сейчас. Французам Мухаммед Али подарил монумент высотой 23 м, стоявший у входа в Луксорский храм – он зовется Луксорским обелиском или парижской Иглой Клеопатры. В 1836 году он был водружен в центре площади Согласия.
Российская столица не осталась в стороне от данного процесса. В 1826 году в Санкт-Петербурге был открыт Египетский мост, а в Кунсткамере - «Египетский музеум». В 1829 году в Царском селе возвели Египетские ворота. В 1830 году в Александрии Андрей Муравьев увидел египетских сфинксов, изготовленных в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III, и предложил их купить. К моменту разрешения дорогой покупки от императора Николая I сфинксы уже были проданы во Францию. Но Июльская революция сорвала сделку. Россия приобрела сфинксов за в 64 тысячи рублей, а их перевозка в Санкт-Петербург обошлась еще в 18 или 28 тысяч рублей. Они были установлены на Университетской набережной Невы, где стоят и ныне.
И снова кони, или Умчи меня, лесной олень…
Вообще «культурное мародерство» процветало в XIX веке – достаточно вспомнить трофеи наполеоновской армии во главе с Венерой Милосской, которая и сейчас находится в Лувре, умыкнутое Шлиманом золото Трои или Пергамский алтарь, перевезенный немцами в Берлин. Но, как мы знаем, данное явление существовало и раньше, особенно у тех же итальянцев. Один из самых известных примеров – перевоз венецианцами во главе с дожем Энрико Дандоло в 1204 году в ходе Четвертого крестового похода знаменитой квадриги, которая украшала константинопольский ипподром и ее установка на соборе Сан-Марко.
Особенно широко «культурное мародерство» практиковалось во время Второй мировой войны. Самые известные, но далеко не единственные его примеры – кража немцами Янтарной комнаты и присвоение советской стороной Дрезденской галереи и все того же Пергамского алтаря (однако впоследствии Хрущев вернул их в ГДР).
Очень интересная история получилась со скульптурой оленя. Еще в 1909 году кайзер Вильгельм II подстрелил оленя в окрестностях своего охотничьего домика в Роминтенской пуще. По желанию правителя скульптор-анималист Рихард Фризе создал из бронзы скульптуру животного, которую установили в 1910 году у часовни святого Хуберта. В 1944 году она исчезла и через год была обнаружена красноармейцами на даче Геринга. После войны оленя перевезли в Смоленск, в 1945 году на боку можно было прочитать надпись белой краской «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса!».
Бронзовый олень был установлен на детской площадке в саду Блонье, где стоит и сейчас. Кстати, данное название только на первый взгляд похоже на французскую фамилию. На самом деле, ударение падает на первый слог: Блонье – местная форма названия, которое известно в Киеве как Оболонь (все же Смоленск связан с ним по Днепру). Интересно, что у смолян есть традиция - для привлечения удачи тереть скульптуре оленя гениталии.
В заметке использованы фото из личного архива автора и из открытых источников.
Также на канале:
Как выглядели общественные туалеты в Древнем Риме?
Что означают фигуры животных на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?
Загадка здания Z в Пергаме: Чего не знали немецкие археологи?
Египетская сила: кому посвящена Красная базилика в Пергаме?
Как выглядит сейчас храм, который сжег Герострат? И чем он необычен?
По ту сторону готов: Какова судьба трофейной немецкой библиотеки?
Почему Московский Кремль и другие российские крепости похожи на итальянские замки?
Откуда взялись "каменные бабы" половцев в Подмосковье?
Древний Смоленск и его скандинавская княжеская династия
Дворянин в мещанстве: кем был по национальности Циолковский и другие малоизвестные факты
Как один немец уничтожил крупнейший в Европе клад золотых монет