Если говорить коротко то-детская психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией.
Развитие ребенка влечет за собой биологические, психологические и эмоциональные изменения, которые происходят в людях между рождением и окончанием подросткового возраста, поскольку индивидуум прогрессирует от зависимости к возрастающей автономии. Это — непрерывный процесс с предсказуемой последовательностью, но все же, имея уникальный курс для каждого ребенка, он не прогрессирует с одинаковой скоростью, и каждый этап зависит от предшествующего опыта развития.
Существуют различные определения периодов в развитии ребенка, так как каждый период является континуумом с индивидуальными различиями относительно начала и окончания. Некоторые возрастные периоды развития и примеры определенных интервалов: новорожденный (возраст 0-4 недели); младенец (возраст 4 недели — 1 год); малыш (1-3 года); дошкольник (в возрасте 4-6 лет); ребенок школьного возраста (в возрасте 6-11 лет); подростковый возраст (12-19 лет). И на каждом этом моменте психология человека различна и зависит от разных факторов.
Основная статья: Поведенческий анализ развития ребенка
Теория бихевиоризма, Джона Бродеса Уотсона, составляет основу поведенческой модели развития 1925 года. Уотсон сумел объяснить аспекты человеческой психологии через процесс классической обусловленности. В ходе этого процесса, Уотсон считал, что все индивидуальные различия в поведении обусловлены различным опытом обучения. Он много писал о развитии ребенка и проводил исследования. Этот эксперимент показал, что фобия может быть создана классической обусловленностью. Уотсон сыграл важную роль в изменении подхода Уильяма Джеймса к потоку сознания, чтобы построить поток теории поведения. Уотсон также помог привнести естествознание в детскую психологию, внедрив объективные методы исследования, основанные на наблюдаемом и измеримом поведении. Следуя примеру Уотсона, Б. Ф. Скиннер далее расширил эту модель, чтобы охватить оперантную обусловленность и вербальное поведение. Скиннер использовал оперантную камеру, или ящик Скиннера, для наблюдения за поведением малых организмов в контролируемой ситуации и доказал, что поведение организмов находится под влиянием окружающей среды. Кроме того, он использовал подкрепление и наказание для формирования желаемого поведения.
Если вы собрались увлечься психологией ребенка то прочитайте эти книги они могут вам помочь:
1.Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни
ребёнка»
2.Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»
3.Алис Миллер «В начале было воспитание»
4.Франсуаза Дольто: На стороне ребенка