Найти в Дзене
Rock AD

85 Jimi Hendrix Experience — Purple Haze

Оглавление

Год выхода: 1967. Продюсер: Чэз Чандлер

Track Records
Track Records

До выхода в марте 1967 года второго сингла Хендрикса массовая аудитория еще не могла в полной мере прочувствовать весь «экспириенс» Джими. Хотя переезд гитариста в Великобританию в сентябре предыдущего года произвел фурор в стане великих — «битлы», «стоунзы», Клэптон и Тауншенд дружно потянулись на его на концерты, однако дебютный сингл Хендрикса Hey Joe (относительно спокойный блюзовый номер, написанный Билли Робертсом) недостаточно полно отражал революционность идей музыканта.

«На той записи — не мы», — старался подчеркнуть Хендрикс, — «Следующая будет совсем другой».

Следующей стала Purple Haze. Первый релиз на лейбле Track Records, принадлежащей группе The Who, открыл для слушателей звук будущего. Одной его построенной на диссонансах интерпретации психоделии хватило, чтобы в момент сделать весь набиравший тогда вес психоделический поп прозаичным, вычурным и ненужным. От искаженной дисторшном разработки «дьявольского тритона» (Diabolus in musica) в начале композиции до дезориентирующих слушателя спиралевидных затухающих звуков ускоренной партии гитары и бормочущих в разных каналах голосов в конце — все составные части композиции были пропитаны внутренней тьмой, которая шла вразрез с преобладающим в музыке того времени ожиданием приближающегося лета любви. Это производило незабываемый эффект.

Jimi Hendrix Experience: чьи в лесу шишки? || Getty
Jimi Hendrix Experience: чьи в лесу шишки? || Getty

Внешним видом Джими Хендрикс тоже сильно отличался от других музыкантов: экзотический микс двух этносов (афроамериканец с примесью крови индейцев чероки), способность стильно выглядеть в любой одежде, сочетание застенчивого очарования с сексуальным магнетизмом и непослушная копна самых психоделических волос в истории (вздымающиеся к небу завитки производили впечатление, что он, подключившись к вселенской сети, получает сообщения прямо из космоса).

Все это складывалось в идеальный рецепт для мгновенного получения статуса рок-иконы. Хендрикс олицетворял свободу, вседозволенность и крутизну. Конечно, до Хендрикса были музыканты, которых считались крутыми, но именно его образ в конечном итоге дал определение этому термину. В 1967 году Purple Haze была самой крутой вещью, которую когда-либо слышали поклонники музыки.

Как будто всего этого было недостаточно, когда Хендрикс продемонстрировал свой новый хит на Top Of The Pops, это была самая крутая вещь, которую когда-либо видели зрители программы. Джими извлекал из своего инструмента лязгающие взрывы, «целовал небо», соблазнительно подталкивал бедром свою гитарой сзади, играл на ней языком, щекотал струны, а потом выкручивал усилители до предела и выжимал максимально перегруженный звук, закрыв при этом глаза будто испытывал экстаз оргазма. Юным поклонникам гитариста было неловко сидеть возле телевизора вместе с родителями.

Сейчас уже хорошо известно, что делали Хендрикс и Чэз Чандлер, чтобы добиться уникального звучания Purple Haze. Они по нескольку раз катались туда-обратно между разными студиями, подавали звук на наушники и махали ими вокруг микрофонов, записывали партии на вдвое замедленной скорости, использовали передовые по тем временам педали Fuzz-Face и Octavia. Но все эти неудобства можно было благополучно не замечать, ведь в итоге звучание Purple Haze легко спутать с божественным вмешательством.

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»