Кажется, в российской культуре не осталось больше пиетета к мудрости. Не к уму и «количеству знания» (по типу научного), но мудрости. Пиетет был в дореволюционной среде, в массовой крестьянской уж точно, знаю это по своим предкам. Знахарки и православные старцы были уважаемы за мудрость. Советский строй как будто бы разрушил эту связь, взамен мудрости породив разве что интеллигентность. XXI век не даёт нам вообще никаких опор на старших и более мудрых. Поэтому приходится индивидуально выбирать из того, что есть — учёных, политиков и т.п.
Глубокая мудрость предполагает и высокую степень ответственности, и высокую степень незнания и смирения взамен знания и гордыни. Православные старцы, как никто, были способны к позитивному самоуничижению, что сильно роднило их с индийскими аскетами.
Многие полагают, что подобное самоуничижение деструктивно, думая, что аскеты самоуничижают себя по сравнению с другими людьми или тварными существами. Конечно, смысл самоуничижения в другом — в осознании своего отношения к Богу. В стремлении интернализировать масштабы Господа, ибо наш разум не способен вместить его величие. Но собственную малость в сравнении с ним — способен. Это помогает мудрому человеку выдерживать адекватные взаимоотношения с реальностью.
Отношения же обычных людей с мудрыми людьми становятся «вторым рукопожатием до Бога» в цепочке, способом выдерживать адекватные взаимоотношения с реальностью без устойчивого опыта личных отношений с Богом.
Сегодня российское общество лишено этой связи, в отличие от более традиционных сообществ (включая христианские, мусульманские и буддийские). Make wisdom great again!
Кажется, в российской культуре не осталось больше пиетета к мудрости
4 июня 20214 июн 2021
2
1 мин