Найти тему
Pro.Менеджмент

Текучесть кадров. 6 точек контроля для решения проблемы. Часть 1. Поиск Вакансии и Первый контакт

Оглавление

В 2018 году я устроился в крупную компанию "М" и на этапе собеседование меня несколько раз предупреждали о текучести кадров 300%. Компания "М" - сеть не больших кофеен, порядка 120 точек по России. Логику я понимал, что штат кофейни меняется за год 3 раза в среднем, но это по компании. Понимание реальной картины пришло позже . Я был свидетелем, как в кофейне только управляющий сменяется 4 раза за год а команда раз 8.

На январь - апрель 2021-го текучесть в компании "М" составляла 90%, была проделана большая работа. Однако директорат не учитывает факта влияния пандемии. В виду кризиса в общепите сотрудники белых компании (как "М" ) в течении этого года старались сохранить свои рабочие места, удовлетворенные стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне. Однако кризис не вечен, а основные причины увольнении так и не были устранены.

Что касается моих подразделении -средняя текучесть за 3 года 15%.

Уже много лет я работаю по принципу, который мы вывели несколько лет назад в компании "N", где штат одного развлекательного центра составлял 90 - 140 человек и показатель текучести - 10%.

Принцип выделяет 6 точек контроля, где важно акцентированно проработать инструменты , чтобы получить в конечном счете опытного и мотивированного сотрудника с опытом работы от 2х и более лет.

1) Поиск вакансии/первый контакт

2) Грамотный подбор/ Собеседование

3)Адаптация

4)Обучение/сертификация

5) Мотивация

6) Возможность самореализации - карьерный рост

Каждую из вышеуказанных точек контроля разберем в отдельно статье, но сегодня обсудим источники кадрового трафика и способы его привлечения.

Поиск соискателей/первый контакт

Данная точка контроля лишь косвенно влияет на текучесть. Проработанные инструменты позволяют создать кадровый трафик, который в свою очередь дает возможность оценить и отобрать ценные кадры : вам на выбор "армия молодых ребят" или три племянника главного бухгалтера.

Очередь из соискателей - наша цель
Очередь из соискателей - наша цель

Поиск соискателей

Чем больше охват, тем больше кандидатов. Важно использовать максимально доступный ресурс. Часто компании, обращаясь к популярным интернет порталам HH и SuperJob, сливают свой бюджет безрезультатно. У меня так было с открытием за деньги резюме - просто лотерея. На практике действительно часто приходят кандидаты с данных порталов, однако они сами натыкаются на вакансии. Таким образом важно просто убедиться в том, что ваши вакансии актуальны и открыты на площадках, далее соискатель начнет подбирать вас самостоятельно. Важно не забыть вовремя снять вакансию, особенно это касается крупных компании с большим количеством предложении - совершив пару звонков и поняв, что опубликованные вакансии не актуальны , данный соискатель будет и в дальнейшем игнорировать ваши объявления.

Работал в развлекательной сети "N", которая просто открыла все возможные вакансии на каждой из популярных платформ и не закрывала, даже при полном наборе.
HR объяснила такое положение дел так : "Сегодня мы нашли официанта, через 2 дня ищем нового, зачем выделять на процесс открытий/закрытий вакансии лишний ресурс".
Как получилось на практике : Наняли мы прекрасного менеджера Геннадия,который пришел по рекомендации (кстати, выплатили премию рекомендателю). Оказалось Геннадий уже год назад пробовал к нам устроится и в целом обращался к сайтам с вакансиями 3 раза за этот период. 2 раза он звонил в компанию, но вакансия оказывалась закрытой. Сейчас Гена уже месяц был в поиске работы, и столько же открыта вакансия. Однако парень решил, что компания ООО "N" всегда публикует неактуальные предложения и даже не пробовал откликнуться. Воля случая привела его к нам через знакомых, а могли нанять еще месяц назад. Сколько еще "Геннадиев" до сих пор игнорируют вакансии компании "N"

Не забывайте про бесплатные платформы для размещения - ваш сайт, социальные сети, сайт арендодателя вашего помещения если это Торговый Центр или Бизнес Центр. Группы в соцсетях с вашей целевой аудиторией - группы по отрасли ("Бармены Уфы" в ВК), или группы сообщества вашего района ("Подслушано Тюмень Мыс Тарманы").

Есть смысл во внутренней мотивационной программе "Приведи друга". Если мотивировать деньгами, то большую часть бонуса выдавать сотруднику после того, как друг отработал 3-ий месяц и прошел испытательный период. Так появится еще и мотивация оказать своему знакомому помощь в адаптации. Например, приведи друга и получи 4000р: 1000 р после оформления и 3000 рублей после того, как друг отработаем 3-ий месяц и сдаст сертификацию.

Важно - описывая вакансию, смоделируйте день вашего сотрудника, но не рекомендую описывать необходимые компетенции, так кандидат сможет подготовиться и просто обмануть вас на этапе собеседования.

Первый контакт

Мало добиться внимания и заветного звонка соискателя - из 10 позвонивших 9 дойдет к вам на собеседование или только 1. Это важная статистика и зависит только от вас:

1) Как ответят ему по телефону:

- Ало, да, слушаю...
- Але.........
- У аппарата....
- Добрый день! Ресторан "АА"! Слушаю Вас)

Конечно же последний вариант рекомендуемый и повысит интерес соискателя. Данный ответ в рамках правил делового общения и сходу закрывает опасение звонящего - "А туда ли я звоню". Что нужно для организации такого ответа - ответственный за обработку входящих вызовов с отработанным приветственным скриптом.

Номер телефона должен служить только для приема входящих обращении от клиентов как минимум - по возможности для подбора сотрудников следует выделить отдельный номер телефона, чтобы соискатель напрямую попадал к HR или ответственному лицу.

2) Соискатель должен понять, что его звонка ждали:

Соискатель : "Добрый день, я хотел уточнить по вот этой вакансии"
Не выполнение условия:
- Вы не вовремя, сейчас человек на обеде. попробуйте набрать позже
- А вы куда вообще звОните?
Выполнение условия:
- Добрый день! Это отличная новость, сейчас мы соединим Вас в управляющим, а он уже ответит на все вопросы)

При первых двух вариантах у соискателя сложится ощущение, что попал он в неофициальную организацию, "директор" которой отошел в туалет, оставив телефон продавщице с соседней торговой точки. Конечно же желание перезвонить не появится, пусть даже на другом конце провода была работа его мечты, но любящий шаблоны мозг человека уже нарисовал свою картину.

Выполнение же условии противоположно настроит человека к дальнейшему общению т.к снимает многие сознательные и бессознательные страхи. Помните, что многие кандидаты боятся совершать звонки, особенно если у них эта первая работа.

Один из моих сотрудников рассказала свою историю :
"Когда мне исполнилось 18 лет решила, что пора зарабатывать самостоятельно. Чем заниматься понимания не было абсолютно никакого. Открыла hh.ru и начала рассматривать все вакансии подряд. В скором времени поняла, что реально без опыта можно устроится кассиром в супермаркет и выбрала популярную Московскую сеть магазинов здорового питания - условия классные и график гибкий. Выбрала и выбрала, а что делать дальше не понятно. Составить резюме нужно , а как если совершенно никакого опыта нет - а там только опыт и описывается. Решила, что нужно позвонить и спросить, а что сказать, если начнут спрашивать про опыт. Подумала, что нужно составить маленький топик с ответами на всевозможные вопросы. Еще неделю писала вопросы и проговаривала ответы : "А какой у вас опыт работы?" - "Официально я не работала, но быстро учусь и согласна выполнять любую работу за любые деньги" и тд. Через неделю я заучила все ответы, морально набралась смелости и позвонила. Мне ответила какая-то женщина и спросила, чего я хочу. Это был совершенно не тот вопрос, которого я ожидала и конечно же ответить не смогла. Женщина кричала в трубку "Ало, алоо". Позже я решила , что не туда попала, хотя всю неделю проверяла номер и спросила, куда я дозвонилась. В ответ у меня спросили , а куда я звоню ... Тут я уже на столько растерялась, что не могла вспомнить название компании. В общем с трудом мне удалось понять, что это тот самый магазин и сказать, что ищу работу продавцом, на что мне сказали , что нет открытых вакансии. Это было ужасно. Я кинула трубку и решила, что все, на этом моей карьере конец. Зашла в браузер, удалила все сохраненные вкладки с вакансиями и просто смирилась с мыслю, что это не мое. В следующий раз я смогла набраться сил и сделать свой первый звонок через 3 недели. Но тут уже было все просто, потому что меня сходу пригласили на собеседование, так я сюда и попала."

3) Конкретика

Соискатель : "Уточните пожалуйста , есть ли возможность гибкого графика"
Не выполнение условия:
- Думаю ... может ... подумаем конечно... приходите
- Ой, я даже не знаю как это может выглядеть, ну посмотрим
Выполнение условия :
- К сожалению, нет, мы все работаем в стандартном графике 5/2. Однако в компании сейчас открыта другая вакансия, которая подразумевает гибкий график и возможность выбора нормы часов. Предлагаю рассмотреть и этот вариант)

Отсутствие конкретики в ответах намекает на отсутствие вообще каких-либо правил в организации. "А зарплату они тоже приблизительно в середине месяца будут платить?" - подумает соискатель. Отдельно отмечу, что даже при несоблюдении условии в вашей компании может все работать отлично, но впечатление сложится именно такое.

4) Договоренность о встрече в конкретное время

Соискатель: " Да, мне конечно это может и интересно, но я еще не все понял на самом деле..."
Не выполнение условия:
- Ну вы тогда приходите на собеседование когда сможете. Мы тут сидим до 5 часов обычно...
- В таком случае до свидания, ждем вас...
Выполнение условия:
- Отлично! Подробно можем все рассказать на собеседовании - они проходят с ВТ по ЧТ с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 20:00 по адресу Проспект Ленина дом 6. Скажите, который из промежутков будет для Вас удобным!..(Выбирает)... Договорились, ждем вас к назначенному времени!

Договоренность о конкретном времени встречи создает обязательство перед соискателем и шанс на собеседование резко увеличивается. Так же в последнем примере обращаю внимание на предложенные окна собеседования - обязательно есть вариант утра и вечера. Возможно соискатель сейчас трудоустроен и сможет забежать к вам только после работы или наоборот до смены, если он вечерник.

5) Обязательно за день до встречи следует напомнить о вашей договоренности

Выполнение условия :
Сейчас у меня работает прекрасный сотрудник Дарья, которая устроилась не так давно и свежо воспоминание об опыте поиска работы. На днях она стала свидетелем , как я объяснял своему заместителю важность данного пункта и изумленно заметила, что мы единственные, кто прозвонил за день и напомнил о назначенном собеседовании. И на самом деле только поэтому она и пошла. т.к за 4 дня после беседы забыла о договоренности.
Невыполнение условия:
И буквально за 3 дня до написания этой статья я сам совершил ошибку: прозвонил молодого человека, который заинтересовался вакансией бариста в соц.сети. Оказалось парню 24 года, только что окончил ВУЗ, сейчас трудоустроен, на слух по телефону произвел крайне приятное впечатление, что тоже редкость. Предварительно предположил, что данного кандидата я сходу буду брать не на бариста, а на менеджера с дальнейшим развитием до заместителя. По статистике компании 6 из 10 кандидатов несовершеннолетние, остальные студенты, с возможностью работы от 8 до 32 часов в неделю. И появление сотрудника с возможностью работать 40 часов в неделю - удача. Работаем в большой компании и подобный маневр требует предварительного согласования. Хоть еще не провел собеседования, и, возможно, он даже не подойдет мне на вакансию бариста, но подготовку я все равно начал заранее, т.к в случае, если первое впечатление не подвело и собеседование он пройдет, нужно будет его еще уговорить нас выбрать, как говорят сейчас "хедхантернуть". А тут важна подготовка и конкретное понимание, что максимально смогу предложить. Согласовал найм менеджера, частично подготовил штат, т.к в коллективе так же есть сотрудники на повышение, а подобное действие отстрочит продвижение последних и важно, чтобы новенького не принимали в штыки. Я даже за день распечатал анкету кандидата с листом оценки компетенции и повесил бланки около двери из офиса, чтобы не тянуть время. Все было готово, но забыл прозвонить за день и это конечно провал. В назначенный день , когда время уже прошло я набрал номер парня, но тот уже скидывает звонок.Многие решат, что просто очередной фрик и тд. Но тут важно поставить себя на место соискателя: Максим (имя соискателя) в целом не прочь рассмотреть другие вакансии и просто маякнул с Инстаграмм. Ну позвонили ему и вроде все реально круто - поговорили, ответили на вопросы и назначили дату собеседования. Но замотался и , бывает, забыл. Тут в час встречи звонок и приходит понимание, что подвел человека. Поглощенный чувством стыда скидывает звонок и старается убедить себя, что ничего страшного не произошло. Да вполне себе он нормальный . А я на то и менеджер, что должен предвидеть поведение человека и исключить развитие негативных сценариев. Допустил ошибку, не буду сдаваться. Через пару дней парня наберет мои Зам и предложит еще раз прийти на собеседование и тут уже будем бдительней.

Если каждый инструмент данной точки контроля будет проработан максимально качественно - вы получаете поток кандидатов на собеседование и шанс отобрать лучших из лучших. Подробно об этапе собеседования уже в следующей статье.