В возрасте 1-2 лет дети очень интересуются водой. Это естественное для детей этого возраста стремление: когда малыши приходят в наше пространство 0-3, мы наблюдаем, что их очень интересует раковина и тазик, в которых они могут подолгу заниматься водными упражнениями.
Почему занятия с водой так важны для самых младших исследователей монтессори-класса?
1. Развитие мелкой моторики.
Жидкость – очень интересная форма вещества, в неё можно погрузить кисть частично, а можно – целиком, она стимулирует все нервные окончания маленьких пальчиков, а значит, готовит руку к письму и огромному количеству мелкомоторных задач!⠀
2. Сенсорный опыт.
Обволакивая руки со всех сторон, вода позволяет испытать целый спектр тактильных ощущений. Малыши прислушиваются к своим ощущениям, опуская руки в воду, подставляя их под струю разной силы и температуры.⠀
3. Изучение свойств веществ.
Совершая одни и те же действия, ребёнок не только обогащает свой сенсорный опыт, но и изучает свойства вещества. Вода может быть холодной, тёплой, горячей; напор струи может быть сильным, средним, слабым; вода может утекать, растекаться, высыхать.
Развивая свое термическое чувство, ребенок познает концепт температуры. Изучая напор – концепт давления. Малыши не играют с водой, а проводят научные эксперименты и эмпирическим путем приходят к невероятным открытиям!⠀
4. Умение определять закономерности и строить причинно-следственные связи.
Оказывается, вода не просто мокрая сама по себе: если она попадает на одежду, одежда тоже становится мокрой! Если вода попадает на пол, на полу образуется лужа. Если напор слабый, вода утекает. А если напор сильный, раковина наполняется. Если опустить в воду ложку, она тонет. А если попробовать сделать то же самое с резиновым мячиком, то он останется на поверхности. Чудеса!
Если мыло намочить, оно становится скользким. А если намочить тряпку, она не становится скользкой… Подумать только, какое невероятное количество закономерностей! ⠀
⠀💁🏼♀️И это только часть тех открытий, которые делает малыш, занимаясь с водой!
5. Определение постоянства предметов.
Исследование этой непростой сферы является очень важным для малышей до полутора лет, а занятия с водой дают простор для экспериментов и в этой области. Вода в кувшине или в тазу заканчивается, а из крана течет постоянно. Если вылить воду из одного места, она окажется в другом. Если вытереть воду, то мокрой станет тряпка. А если ее выжимать в таз, вода снова окажется в тазу!
6. Умение следовать алгоритму.
Продолжая идею причинно-следственных связей и постоянства предметов, можно сказать и об алгоритмах. Какие-то он строит сам: например, намочить руки – подождать, пока вода стечёт; снова намочить – снова подождать… А многим он учится следовать по модели, которую предлагает взрослый: если одежда намокла, надо переодеться; если на полу лужа, надо взять тряпку и вытереть её. Некоторые шаги алгоритмов уже становятся осмысленными: ребёнок чувствует, что быть в мокром неприятно, и он уже имеет опыт исчезновения неприятных ощущений после переодевания. Эти несложные алгоритмы становятся основой для будущих сложных.⠀
7. Подготовка к освоению упражнений практической жизни.
Упражнения практической жизни совсем скоро станут ведущими и в повседневной жизни детей, и в монтессори-классе.
В освоении этих упражнений им очень поможет удовлетворенная вовремя потребность во взаимодействии с водой в своем режиме и ритме. Они уже будут хорошо знакомы со всеми свойствами воды и смогут концентрироваться на поставленной задаче (новой и, конечно, тоже очень увлекательной!). ⠀
⠀
Конечно, родители хотят, чтобы ребёнок развивался, занимался осмысленной и увлекательной деятельностью. И бывает непросто увидеть её в самых обыденных занятиях. Но иногда важно довериться внутренним потребностям ребёнка: возможно, он решает сейчас самую важную из стоящих перед ним задач!
Предоставьте ребёнку возможность заниматься с водой – например, можно играть с водой в ванне, подставить стульчик к раковине или вынести тазик с водой в сад, если вы живёте в частном доме. Предложите ребёнку губку, тряпочки, тонущие и плавающие предметы (шарики для пинг-понга, камушки), ёмкости для наполнения водой.
Эти занятия принесут много удовольствия и пользы малышу, а вам предоставят свободное время и возможность понаблюдать, что ещё можно предложить ребёнку для удовлетворения тех же потребностей.