Здравствуйте товарищи-подписчики и гости канала! В этой статье мы поговорим с вами о польской инди-игре Frostpunk, посвященной выживанию в постапокалипстичном мире, который охватил вечный мороз. Итак, поехали.
Немного об игре.
Frostpunk - компьютерная игра, представляющая собой смесь стратегии, градостроительного симулятора и симулятора выживания, также в игре присутствуют элементы стимпанка ( это такое направление научной фантастики) и альтернативной истории. Игра была разработана польской инди-студией 11 bit studios, той самой, которая создала легендарную This War of Mine. Релиз игры состоялся 24 апреля 2018 года на платформу Windows, а 11 октября 2019 года Frostpunk вышел на PS4 и Xbox One. Игра локализована на многие языки, в том числе и русский. Само название "Frostpunk" является неологизмом, созданным самими разработчиками путем слияния двух английских слов: "frost" (мороз) и "steampunk" (стимпанк). Оценки пользователей крайне положительные.
О чем игра?
Действие игры происходит в альтернативной реальности, в 1880-е года. В мире Frostpunk'a началось постепенное похолодание. Британские астрономы, работавшие в обсерватории где-то на территории Арктики обнаружили, что похолодание связано с затуханием Солнца и этот процесс будет продолжатся. В связи с этим технологически развитая Британская Империя в атмосфере строжайшей секретности выделила из казны огромную сумму денег для постройки Генераторов - гигантских металлических печей в виде башен, которые обогревают жилища за счет сжигания каменного угля. Для постройки Генераторов выбрали не тронутые цивилизацией уголки Арктики, в которых были огромные запасы полезных ископаемых, в том числе и угля. Однако иностранные разведки не бездействовали и вскоре другие развитые страны организовали такие же тайные экспедиции в Арктику для постройки своих версии Генераторов. А чтобы пресечь панику среди простого населения был распущен слух о том, что похолодание было вызвано из-за извержении вулканов Кракатау и Тамбора. Мол, во время извержении в атмосферу попадает очень много вулканической пыли, поэтому Солнце не может нормально прогреть Землю и вообще, скоро всё вернется в норму. И люди поверили в это, тем более вышеупомянутые вулканы начали извергаться как раз незадолго до похолодания.
Стоит отметить, что в силу строжайшей секретности застройщики Генераторов никогда не говорили своим работникам о том, с какой целью строиться "эта странная железная башня" и вследствие этого труженики воспринимали строительство Генератора как прихоть власть имущих. Порой это приводило к недопониманию между начальством и рабочими. Кстати, места для постройки Генераторов были изолированы от внешнего мира и находились далеко друг от друга во избежание возможной утечки информации. Изоляция и тотальная атмосфера неизвестности оказывали негативное влияние на строителей Генератора. А некоторые стройплощадки и вовсе напоминали концлагеря: там были ужасные условия труда и проживания, и безумное начальство, которое не гнушалось убивать людей в целях устрашения. На таких стройплощадках рабочие устраивали вооруженные восстания против своего начальства. Если побеждали рабочие, то тогда они убивали своих начальников и им сочувствующих, строительство Генератора прекращалось, а люди разбредались кто куда. А если побеждало начальство, то тогда участников восстания отправляли на казнь, строительство Генератора продолжалось и начальники заказывали у правительства новых рабочих, которые и понятия не имели что их ждет когда они попадут на такую стройку. Как некоторые стройплощадки докатились до такого? А разгадка одна: многие застройщики были отбитыми коррупционерами. Они брали себе в карман часть бюджетных денег, которые были предназначены для создания комфортных условий труда и проживания для строителей, а также урезали своим работникам зарплаты. А всё ради того, чтоб закатить пирушку перед концом света, о котором простой люд и не догадывался, ибо секретность. Кроме того, государство выдавало премии за ускоренное строительство Генераторов, что также "подливало масла в огонь".
Неожиданно для всех холода стали наступать быстрее, чем прогнозировали учёные. Уже все застройщики Генераторов были вынуждены ускорить строительство гигантских печей, что неизбежно приводило к несчастным случаям, а некоторые Генераторы из-за спешки оказались малопригодными для использования. Вскоре температура во всем мире резко опустилась, Земля оказалась полностью засыпанной снегом, замерзли даже океаны. Южные государства и колонии пали первыми, поскольку они были не готовы к ледниковому периоду. Экономика всех стран получила страшный урон. В пока ещё живых государствах началась массовая эвакуация к Генераторам, но не всем было суждено туда попасть. Счастливчиков погрузили на Дредноуты - гигантские машины для передвижения по суше и замерзшим морям, и отправили в Арктику. После этого северные государства прекратили своё существование. Уже построенные Генераторы оказались заброшенными, поскольку застройщиков и рабочих эвакуировали. Некоторые Генераторы и вовсе были не достроены в силу тех или иных причин. Теперь оставшимся в живых предстоит научится выживать в новом жестоком мире, чтобы заново отстроить человеческую цивилизацию. И всё это в бесперспективной надежде на глобальное потепление. Смогут ли выжившие приспособится к новым условиям и сохранить свои старые традиции или же они построят совершенно новую модель общества - всё зависит от действии игрока.
Игровой процесс.
У игры на данный момент всего шесть сценариев. Во всех сценариях игрок играет лишь за англичан. В стандартной версии игры изначально было только три сценария:
- "Новый дом" - главный сценарии, в котором выжившие англичане должны основать поселение, приспособиться к новым условиям жизни и пережить различные тяготы и лишения.
- "Ковчеги" - в этом сценарии британские учёные прилагают усилия для сохранения семян растений, которыми можно засеять планету в случае глобального потепления.
- "Беженцы" - этот сценарии повествует о пролетариях, которых богачи бросили умирать в разрушенной морозом Англии, но собравшись с силами работяги отбивают у зажравшихся лордов Дредноуты и устремляются на север, искать работающий Генератор.
Позже было добавлено ещё три сценария, причем два последних - платные дополнения (DLC):
- "Падение Винтерхоума" - этот сценарии повествует о трагической судьбе одного из поселений.
- "Последняя осень" - действие сценария происходит незадолго до морозной катастрофы и повествует о рабочих и инженерах, которые должны как можно скорее закончить постройку Генератора.
- "На краю" - данный сценарии повествует о работниках форпоста, расположенного далеко от их родного поселения, посреди снежной пустоши.
Случайных событии в игре, увы, мало. У игрока есть только две основные цели: построить поселение и продержатся 45 игровых дней, на протяжении которых нужно решать те или иные проблемы, в зависимости от сценария и игровых обстоятельств. Есть ещё бесконечный режим, где игроку дается на выбор несколько разных карт (некоторые из них присутствуют в сценариях). Сам бесконечный режим делится на три типа: "Спокойствие" (легкий режим), "Выживание" (тяжелый режим) и "Строители" (очень сложный режим, в котором поселенцам нужно построить с нуля взорванный Генератор и всё это на сильном морозе).
Самая важная часть игрового процесса - отопление. Без него люди будут мерзнуть, болеть и умирать. Поэтому нужно постоянно следить за запасами угля, благодаря которому работает Генератор. Уголь добывается при помощи угледобытчиков, угольных шахт и угольных печей, в которых сжигается лишняя древесина. Днём, на первых порах, Генератор можно отключать в целях экономии угля, а ночью его необходимо включить, чтобы жители поселения не замерзли. Для большего тепла можно включить форсаж Генератора, однако он сильно повышает нагрузку на местный аналог ТЭС, что может привести к гибели поселения.
Помимо угля есть также и другие ресурсы: древесина, сталь, сырая еда, пищевые пайки, протезы, паровые ядра и тела покойников. Древесина добывается при помощи лесопилок и стенных буров, которые бурят ледяные стены, окружающие поселение. В толще льда скрываются замерзшие деревья. А сталь добывается при помощи сталелитейных заводов, которые строятся рядом с залежами железной руды. Древесина и сталь необходимы для строительства зданий и создания новых технологий. Сырую еду можно добыть при помощи теплиц и охотников, которые работают в охотничьих хижинах или ангарах. Из сырой еды на кухнях готовят пищевые пайки. На фабриках изготавливают стальные протезы. С их помощью можно вернуть искалеченных людей к полноценной жизни. Особняком стоят паровые ядра. У выживших нет оборудования для производства этого дефицитного ресурса. Поэтому паровые ядра можно только найти за пределами поселения - в Морозных землях. Они нужны для постройки особо сложных здании (угольной шахты, например) и техники (автоматоны, о них ниже). Тела покойников используются для изъятия донорских органов и создания удобрении. Но для этого нужно подписать ряд соответствующих законов, которые очень не понравятся выжившим.
Пожалуй самая примечательная часть игры - Книга законов. Во всех сценариях доступны базовые законы, которые должны помочь людям выжить в суровых условиях замерзшей планеты. Некоторые законы конфликтуют между собой, поэтому придется выбирать. Интересный факт: в игре есть один скрытый закон о... каннибализме. Его можно подписать, когда в поселении будет страшный голод и высокая смертность. Однако этот закон приведет выживших в ярость, поэтому доводить поселение до такого состояния не рекомендуется. Ну и морально-этические соображения опять же, пускай мы и играем в игру...
Также во многих сценариях есть один интересный раздел Книги законов, в котором игрок должен выбрать политический курс, после чего откроются новые законы, направленные на упрощение выживания людей и создания нового социума (в сценарии "Новый дом" этот раздел будет доступен только с середины игры). Выбрать политический курс можно только один, совместить их или поменять один на другой нельзя. Есть всего два курса:
- Порядок (диктатура) - этот курс напоминает режим авторитарных политических партий 1930-ых годов.
- Вера (теократия) - данный курс имеет сильное сходство с режимами средневековых стран, когда инквизиция и церковь имели огромное влияние на жизнь общества.
Стоит отметить, что в сценарии "Последняя осень", действие которого происходит незадолго до глобального похолодания, Книга законов сильно отличается от той, что есть в стандартных сценариях. В первом разделе законы направлены не на выживание, а на обеспечение комфорта для проживания рабочих. Во втором разделе поначалу доступны лишь те законы, которые обеспечивают безопасность на рабочих местах и способствуют ударному темпу строительства. Но когда уровень напряженности между рабочими и высшим классом - инженерами - по сюжету достигнет критического уровня, игроку станут доступны новые законы, которые позволят построить на территории будущего Генератора либо классический марксизм, либо некое подобие режима апартеида, в зависимости от того, на чью сторону встал игрок.
Поселенцы нуждаются не только в тепле и еде, но и в лечении, а также в промышленных предприятиях и развлекательных заведениях. Поэтому игрок должен принимать усилия для создания отличного поселения. В противном случае люди будут бунтовать. Общественное настроение показано в виде двух параметров: недовольство и надежда. Недовольство повышается из-за принятия непопулярных решении, подписания жестких законов, холодных жилищ, голода и эпидемии. Если шкала недовольства заполнится до конца, то тогда жители предъявят игроку ультиматум. В случае невыполнения требований поселенцев незадачливого правителя либо убьют, либо выкинут на мороз за пределы поселения. Шкала надежды, в свою очередь, заполняется после принятия игроком тех решении или законов, которые устраивают многих жителей, также уровень надежды повышается от комфортных условии в поселении и наличия в нем развлекательных заведении, которые станут доступны после после принятия тех или иных законов (бойцовская арена, паб и тому подобное).
Во время строительства поселения нужно экономить место, поскольку зона постройки ограничена. Вокруг Генератора следует возводить дома, больницы, кухни и развлекательные заведения, в то время как промышленные здания лучше всего строить вдали от поселения, согревая их обогревателями и паровыми центрами (такая миниатюрная копия Генератора). Так же вдали от Генератора нужно возводить склады, маяк и другие подобные здания.
Нельзя забывать о развитии технологий! Оно открывает доступ к новым улучшениям и постройкам (однако некоторые постройки доступны только после подписания тех или иных законов). Но важно помнить, что некоторые технологии (например, улучшенные обогреватели) потребляют много угля, что может сыграть злую шутку с поселением.
Крайне необходимо построить в поселении маяк. Это позволит отправлять группу людей на разведку во внешний мир - Морозные земли. По мере улучшения технологий можно отправлять на разведку больше групп. Разведчики находят в Морозных землях различные места, где можно добыть полезные ресурсы и найти других выживших, которых можно либо бросить умирать, либо отправить в поселение, указав им путь туда или приказав разведчикам сопроводить их. А можно и вовсе наткнуться на пустое место. Кроме того, некоторые места могут быть опасны. Также при открытии какого-либо места игрок узнает его историю. Ещё есть места, где в изобилии находится один из пяти видов ресурсов (уголь, древесина, сталь, паровые ядра и сырая еда). Там можно будет построить форпост, который будет доступен после изучения соответствующей технологии. Рабочие форпоста будут добывать находящийся там вид ресурса и периодически отправлять грузы с ним в поселение.
Жители поселения делятся на четыре основных типа: рабочие, инженеры, дети и калеки. Рассмотрим эти типы поподробнее:
- Рабочие - предназначены для работ на стройках и промышленных предприятиях (это ж очевидно!), хотя в случае необходимости на работы можно отправить инженеров, однако они не такие выносливые как работяги, что может привести к не хорошим последствиям. Кстати, в сценарии "Последняя осень" инженеров можно заставить работать на стройке только в том случае, если игрок встал на сторону рабочих и подписал соответствующий закон, при этом рабочие смогут работать в тех заведениях, где изначально работали лишь инженеры.
- Инженеры - эти люди работают в мастерских, где они создают новые технологии и, внезапно, в лечебных заведениях, где они выполняют роль врачей. Как правило инженеров в поселении всегда мало. Поэтому их лучше беречь. Кстати, в сценарии "Последняя осень", если игрок встал на сторону инженеров, будет доступен закон согласно которому рабочие могут переквалифицироваться в инженеров.
- Дети - цветы жизни. Тунеядцы растут! Чтобы заставить школотронов приносить пользу поселению игрок должен принять один из двух законов: детский труд или детские убежища. Благодаря закону о детском труде школоту можно отправлять работать на кухни или теплицы, а также заставить их таскать различные грузы. После принятия данного закона его можно будет расширить, после чего школьников можно отправить на работы в шахты, лесопилки и другие промышленные предприятия. Но всё это может закончится крайне печально для детей и их родителей... А вот закон о детских убежищах хорош в долгосрочной перспективе. После подписания данного закона будет доступно для постройки детское убежище, в котором дети будут находится в то время, пока их родители работают на благо поселения. В будущем закон о детских убежищах можно (и нужно!) будет расширить, дав детям возможность обучатся либо на врачей, что улучшит здравоохранение в поселении, либо на инженеров, что позволит совершить резкий скачок в технологическом развитии (совместить два образования, увы, нельзя, поэтому нужно выбирать). И дети целы, и родители довольны.
- Калеки - этот тип поселенцев получается из трёх вышеперечисленных. Поселенец может стать калекой из-за обморожения, радикального лечения или тяжелой травмы. Их нельзя отправить на работы и они становятся обузой. Вследствие этого калеки пребывают в депрессии. Но это можно исправить приняв закон о протезах и начав их производство, тогда покалеченные люди смогут работать и не будут впадать в уныние.
Особняком стоят местные роботы - автоматоны. Эти стальные гиганты создаются на тех же фабриках, что и протезы. Для создания автоматонов нужна сталь, древесина, уголь и паровые ядра. Они могут круглосуточно работать в любых условиях на промышленных предприятиях, а с улучшениями - даже в больницах и мастерских. Из-за своих огромных размеров на одном предприятии может работать только один автоматон. Для работы им нужен пар, который вырабатывают Генератор и подключенные к нему паровые центры. Увы, но производительность у автоматонов не важная, лучше отправить десять рабочих в шахту, которые даже без улучшении наскребут за одну смену гораздо больше угля, чем один автоматон. К тому же эти гигантские машины могут случайно покалечить жителей.
Кстати, в сценарии "На краю" появляется новый тип поселенцев - сквайры. Они как бы "работают" в местном связном штабе и являются куда большей обузой даже по сравнению с калеками, которых ещё можно вернуть в строй и отправить на работы. Но по сюжету их можно изгнать.
Пропагандирует ли Frostpunk коммунизм?
А то! Конечно, разработчики вряд ли сделали это умышленно. Но если посмотреть на игру внимательнее, то станет понятно, что поселенцы строят в ледяном кратере вокруг Генератора самый настоящий коммунизм. Товарно-денежные отношения в поселении отсутствуют. Полученные ресурсы принадлежат всем поселенцам и распределяются между ними равномерно. Все жители работают на благо общества, а не ради своих шкурных интересов. Даже калеки после получения протезов устремляются на работы, а не просиживают штаны. Те трудолюбивые поселенцы, которые превысили норму, получают в качестве награды не только большое количество пищевых пайков, но и всеобщее признание и уважение. Законы из ветки Порядка внедряют в поселение военный коммунизм, а путь Профсоюзов из дополнения "Последняя осень" и вовсе позволяет построить на отдельно взятой территории тот самый марксизм-ленинизм с народными референдумами и с народными дружинами, где все ресурсы, опять-таки, принадлежат всем, и всё это с полным отсутствием товарно-денежных отношений. А если игрок сделает достаточное количество автоматонов, то тогда и вовсе наступит автоматизированный коммунизм, к которому когда-то стремился лидер бывшей ГДР - Эрих Хонеккер, а люди станут по-настоящему свободными от эксплуатации.
Но в игре есть и обратная сторона медали. Приняв путь Веры игрок станет местным аятоллой Хомейни, а встав на сторону инженеров в дополнении "Последняя осень" игрок и вовсе построит местный аналог режима апартеида, в котором рабочие превратятся в бесправных рабов, а стройплощадка станет концлагерем. Хотя, для победы не обязательно принимать абсолютно все законы того или иного политического курса.
Итоги.
Frostpunk по праву считается одной из самых интересных игр жанра стратегии. Задумка с морозным постапокалипсисом интересна сама по себе. Элементы стимпанка также добавляют игре шарм. По ходу игры игроку придется не только развивать поселение и принимать законы, но и решать сложные моральные дилеммы. Например, нижние уровни угольной шахты замерзли и могут обрушится в любой момент. Можно послать туда людей, которые рискуя своими жизнями поменяют подпорки. Часть рабочих обязательно погибнет, но зато можно будет дальше добывать много угля. А можно просто покинуть аварийные нижние уровни и уйти на верхние, но там очень мало угля, что приведет к дефициту оного. И чем тогда отапливать поселение? Посылать людей или не посылать? Вот в чем вопрос! И подобные проблемы будут появляться регулярно. А ведь помимо социальных волнений могут быть техногенные и природные катастрофы, которые вполне могут уничтожить слаборазвитое поселение и всех жителей. Поэтому нужно всё планировать наперёд, что делает эту игру по-настоящему хорошей стратегией. Художники постарались на славу, нарисовав атмосферные реалистичные арты, которые можно увидеть в Книге законов, при взаимодействии с какими-либо объектами или во время игровых событий. Саундтрек игры - трогательный и живой - для его создания использовались только классические инструменты, никакой электроники! Музыка игры подчеркивает атмосферу безысходности, царящую в поселении и ничтожность человека перед силами природы. И лишь благодаря запасам угля, высоким технологиям и жестким законам человечество может выжить в снежной пустоши, но хватит ли всего этого надолго? Ведь всё имеет свой конец. Несмотря на низкую реиграбельность Frostpunk'a я всё же рекомендую ознакомится с этим произведением каждому любителю компьютерных игр, особенно фанатам градостроительных симуляторов. Моя оценка для этой игры: 8 из 10.
А на сегодня всё. Всем добра.
#frostpunk #компьютерные игры #игры #искусство #стратегии #градостроительные симуляторы #постапокалипсис #выживание