Найти тему
Бизнес по-умному

Купить готовый бизнес или построить с нуля? Разбираемся, что лучше

Вы решили купить небольшой бизнес: магазин, кофейню, студию танцев — что угодно. Дело вам близко, а идея кажется замечательной: база уже есть, поднимать проект с нуля не придётся. Но так ли всё очевидно? Давайте разбираться.

Много полезных, понятных и бюджетных сервисов для малого бизнеса собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес». Они пригодятся и опытным предпринимателям, и тем, кто только делает первые шаги в бизнесе.

👉 Подробнее

⚖ Плюсы и минусы покупки готового бизнеса

Плюсы очевидны: налаженный бизнес-процесс, клиентская база, связи с контрагентами, готовый персонал и возможность быстрее получить доход, чем при раскрутке нового бизнеса.

Минусы заключаются в рисках: вместе с готовым бизнесом вы можете купить и готовые проблемы, о которых владелец скромно промолчит, — долги, нерентабельность, плохую репутацию. Никто не сознается, что продаёт бизнес из-за проблем, скорее, сошлются на переезд или желание попробовать себя в чём-то новом.

✔ Варианты покупки готового бизнеса

📌 Франшиза

В этом случае покупается не сам бизнес, а лицензия на бренд, плюс вы получаете бизнес-план и содействие в открытии и развитии. Остальное придётся делать самостоятельно: искать помещение, нанимать людей, отлаживать процесс продажи и доставки товара, давать рекламу.

➕ Плюсы:

  • франчайзер передаёт готовую схему ведения бизнеса;
  • оказывает помощь в открытии ИП и расчётного счёта;
  • есть готовые материалы для рекламной кампании;
  • продвигать раскрученное имя проще, чем новое.

➖ Минусы:

  • кроме трат на открытие придётся заплатить паушальный взнос (разово при покупке франшизы) и роялти (ежемесячный процент от оборота);
  • правила и принципы работы диктует франчайзер.

Покупка готового бизнеса по франшизе — более простой и удобный вариант для начинающего предпринимателя.

📌 Действующий бизнес

В этом случае речь идёт о покупке предприятия «со всеми потрохами»: именем, процессом, помещением, людьми.

➕ Плюсы:

  • можно оценить эффективность бизнеса по истории развития;
  • бизнес-процесс отлажен, работа продолжится без паузы;
  • можно менять и масштабировать бизнес на своё усмотрение.

➖ Минусы:

  • возможны проблемы с контрагентами;
  • неэффективных работников придётся уволить, новых — найти;
  • могут всплыть долги и штрафы;
  • в процессе работы могут выявиться ошибки в организации процесса.

Действующий бизнес чаще покупают опытные бизнесмены.

Что нужно учесть и как избежать неприятностей

Очень важно понять, почему бизнес продаётся. В случае франшизы это способ заработка, а если это действующее и тем более успешное дело, нужно разобраться. Возможно, собственник переезжает в другой регион, перегорел или перерос своё детище, развивает новое дело и не может тянуть два бизнеса. А может быть, хочет уйти на покой или ему срочно нужны деньги.

Основные проблемы, с которыми можно столкнуться:

  • долги и штрафы в ФНС и внебюджетные фонды;
  • задолженности перед контрагентами, кредиторами;
  • убыточность из-за ошибок в управлении (поправимо);
  • убыточность из-за неудачного расположения магазина или ресторана (часто непоправимо);
  • проблемы с законом.

Какими бы ни были обстоятельства продажи, бизнес нужно проверить. Обязательно оцените место расположения объекта, профессионализм персонала, число посетителей, изучите документацию. Если объективной причины к продаже нет, это сигнал, что, скорее всего, бизнес убыточен и владелец хочет от него избавиться.

Какие документы нужно проверить❓

  • Учредительные

Запросите свидетельство о регистрации ИП или юридического лица, копию устава и лицензии. Сверьте данные со сведениями в ЕГРЮЛ. Это поможет определить фирму-фальшивку.

  • Отчётность и справки об отсутствии долгов

Интерес представляет бухгалтерская и финансовая документация, позволяющая оценить доходность бизнеса. Желательно, чтобы собственник дал вам доверенность и вы самостоятельно запросили сведения об отсутствии долгов в ФНС и фондах, это исключит подлог. Можно также нанять независимого аудитора, который проведёт проверку и даст заключение.

  • Документы на право собственности

Нужно проверить документы на помещение и оборудование. Владелец может сказать, что это его собственность, и поставит высокую цену продажи. По факту окажется, что помещение в аренде или взято в кредит, заложено или находится под арестом. Оборудование может быть приобретено на условиях лизинга. Из-за этого у вас появятся проблемы: с вами могут расторгнуть договор аренды или увеличить её стоимость, придётся гасить долги по кредиту и т. п.

  • Договоры с контрагентами

Запросите оригиналы договоров с поставщиками, арендодателями и другими партнёрами, а также трудовые договоры с сотрудниками. Проверьте их, обращая особое внимание на сроки действия и условия при смене собственника. Иначе к моменту запуска можно остаться без поставок, помещения и персонала.

Как оценить стоимость бизнеса❓

Разобраться в этом вопросе нужно как минимум по двум причинам:

  • понять, не завышена ли цена, и, если это так, торговаться;
  • оценить окупаемость инвестиций и перспективы развития.

Оценка бизнеса предполагает комплексный расчёт стоимости всего имущества компании: помещений, интерьера, оборудования, запасов на складе. Сделать это можно самостоятельно или с помощью привлечённых специалистов.

Также нужно учесть текущую доходность и перспективы. Для небольшого бизнеса оптимален доходный подход: рассчитывается чистая прибыль за год и сравнивается с предполагаемыми вложениями. Если инвестиции окупятся за 2–3 года — покупка выгодна, если нет — хорошенько подумайте.

Когда решение о покупке принято, остаётся оформить договор передачи прав. Сделайте это вместе с опытным юристом, чтобы избежать возможных споров в будущем.

Узнать ещё больше о компании из официальных источников можно с помощью сервиса InsideReport. За символическую плату вы получите отчёт с данными о бизнесе, который поможет сделать вывод о его благонадёжности. Это решение удобно не только при покупке готового бизнеса, но и при любых других взаимоотношениях с контрагентами.

-2

Узнать подробнее

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё статьи:

🔴 Какие льготы и субсидии положены предпринимателям в этом году? Рассказываем про меры господдержки

🔴 Какие штрафы грозят предпринимателю, если не работает платежный терминал

🔴 Налоги 2021 для ИП: разбираемся сколько платить и на чём сэкономить