Вы решили купить небольшой бизнес: магазин, кофейню, студию танцев — что угодно. Дело вам близко, а идея кажется замечательной: база уже есть, поднимать проект с нуля не придётся. Но так ли всё очевидно? Давайте разбираться.
Много полезных, понятных и бюджетных сервисов для малого бизнеса собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес». Они пригодятся и опытным предпринимателям, и тем, кто только делает первые шаги в бизнесе.
⚖ Плюсы и минусы покупки готового бизнеса
Плюсы очевидны: налаженный бизнес-процесс, клиентская база, связи с контрагентами, готовый персонал и возможность быстрее получить доход, чем при раскрутке нового бизнеса.
Минусы заключаются в рисках: вместе с готовым бизнесом вы можете купить и готовые проблемы, о которых владелец скромно промолчит, — долги, нерентабельность, плохую репутацию. Никто не сознается, что продаёт бизнес из-за проблем, скорее, сошлются на переезд или желание попробовать себя в чём-то новом.
✔ Варианты покупки готового бизнеса
📌 Франшиза
В этом случае покупается не сам бизнес, а лицензия на бренд, плюс вы получаете бизнес-план и содействие в открытии и развитии. Остальное придётся делать самостоятельно: искать помещение, нанимать людей, отлаживать процесс продажи и доставки товара, давать рекламу.
➕ Плюсы:
- франчайзер передаёт готовую схему ведения бизнеса;
- оказывает помощь в открытии ИП и расчётного счёта;
- есть готовые материалы для рекламной кампании;
- продвигать раскрученное имя проще, чем новое.
➖ Минусы:
- кроме трат на открытие придётся заплатить паушальный взнос (разово при покупке франшизы) и роялти (ежемесячный процент от оборота);
- правила и принципы работы диктует франчайзер.
Покупка готового бизнеса по франшизе — более простой и удобный вариант для начинающего предпринимателя.
📌 Действующий бизнес
В этом случае речь идёт о покупке предприятия «со всеми потрохами»: именем, процессом, помещением, людьми.
➕ Плюсы:
- можно оценить эффективность бизнеса по истории развития;
- бизнес-процесс отлажен, работа продолжится без паузы;
- можно менять и масштабировать бизнес на своё усмотрение.
➖ Минусы:
- возможны проблемы с контрагентами;
- неэффективных работников придётся уволить, новых — найти;
- могут всплыть долги и штрафы;
- в процессе работы могут выявиться ошибки в организации процесса.
Действующий бизнес чаще покупают опытные бизнесмены.
Что нужно учесть и как избежать неприятностей
Очень важно понять, почему бизнес продаётся. В случае франшизы это способ заработка, а если это действующее и тем более успешное дело, нужно разобраться. Возможно, собственник переезжает в другой регион, перегорел или перерос своё детище, развивает новое дело и не может тянуть два бизнеса. А может быть, хочет уйти на покой или ему срочно нужны деньги.
Основные проблемы, с которыми можно столкнуться:
- долги и штрафы в ФНС и внебюджетные фонды;
- задолженности перед контрагентами, кредиторами;
- убыточность из-за ошибок в управлении (поправимо);
- убыточность из-за неудачного расположения магазина или ресторана (часто непоправимо);
- проблемы с законом.
Какими бы ни были обстоятельства продажи, бизнес нужно проверить. Обязательно оцените место расположения объекта, профессионализм персонала, число посетителей, изучите документацию. Если объективной причины к продаже нет, это сигнал, что, скорее всего, бизнес убыточен и владелец хочет от него избавиться.
Какие документы нужно проверить❓
- Учредительные
Запросите свидетельство о регистрации ИП или юридического лица, копию устава и лицензии. Сверьте данные со сведениями в ЕГРЮЛ. Это поможет определить фирму-фальшивку.
- Отчётность и справки об отсутствии долгов
Интерес представляет бухгалтерская и финансовая документация, позволяющая оценить доходность бизнеса. Желательно, чтобы собственник дал вам доверенность и вы самостоятельно запросили сведения об отсутствии долгов в ФНС и фондах, это исключит подлог. Можно также нанять независимого аудитора, который проведёт проверку и даст заключение.
- Документы на право собственности
Нужно проверить документы на помещение и оборудование. Владелец может сказать, что это его собственность, и поставит высокую цену продажи. По факту окажется, что помещение в аренде или взято в кредит, заложено или находится под арестом. Оборудование может быть приобретено на условиях лизинга. Из-за этого у вас появятся проблемы: с вами могут расторгнуть договор аренды или увеличить её стоимость, придётся гасить долги по кредиту и т. п.
- Договоры с контрагентами
Запросите оригиналы договоров с поставщиками, арендодателями и другими партнёрами, а также трудовые договоры с сотрудниками. Проверьте их, обращая особое внимание на сроки действия и условия при смене собственника. Иначе к моменту запуска можно остаться без поставок, помещения и персонала.
Как оценить стоимость бизнеса❓
Разобраться в этом вопросе нужно как минимум по двум причинам:
- понять, не завышена ли цена, и, если это так, торговаться;
- оценить окупаемость инвестиций и перспективы развития.
Оценка бизнеса предполагает комплексный расчёт стоимости всего имущества компании: помещений, интерьера, оборудования, запасов на складе. Сделать это можно самостоятельно или с помощью привлечённых специалистов.
Также нужно учесть текущую доходность и перспективы. Для небольшого бизнеса оптимален доходный подход: рассчитывается чистая прибыль за год и сравнивается с предполагаемыми вложениями. Если инвестиции окупятся за 2–3 года — покупка выгодна, если нет — хорошенько подумайте.
Когда решение о покупке принято, остаётся оформить договор передачи прав. Сделайте это вместе с опытным юристом, чтобы избежать возможных споров в будущем.
Узнать ещё больше о компании из официальных источников можно с помощью сервиса InsideReport. За символическую плату вы получите отчёт с данными о бизнесе, который поможет сделать вывод о его благонадёжности. Это решение удобно не только при покупке готового бизнеса, но и при любых других взаимоотношениях с контрагентами.
Узнать подробнее
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё статьи:
🔴 Какие льготы и субсидии положены предпринимателям в этом году? Рассказываем про меры господдержки
🔴 Какие штрафы грозят предпринимателю, если не работает платежный терминал
🔴 Налоги 2021 для ИП: разбираемся сколько платить и на чём сэкономить