Реклама зазывает нас на криминальную комедию «Круэлла» (США, 2021). Имя заглавной героини вызывает в нашей памяти добрый диснеевский мультик о собачках – «101 далматинец» (1961), где была отвратительная злодейка – Круэлла Де Вилль, которая хотела содрать со 101 щенка шкурки и наделать модной одежды. Тот мультик со всей очевидностью вызывал в зрителях сочувствие к щенкам и их хозяевам – очаровательной паре молодожёнов.
Отмечу, что имя «Круэлла» происходит от слова ‘cruel’ («жестокий»), фамилия «Де Вилль» – от ‘De Ville’/ ‘devil’ («дьявол»). Ничего себе имячко, да? Ну так она и была однозначно отрицательным персонажем, символом зла.
Что же в новом фильме? Будут спойлеры! Мы видим детство и юность Круэллы. При рождении её назвали Эстеллой. У девочки изначально была склонность к жестокости, она не была паинькой, за что её имя преобразовали в прозвище, а она и не возражала. Однако девочка имела способности стилиста: интересовалась модой и умела сочетать цвета и ткани. Трудный ребёнок остаётся сиротой: спасаясь от нападения собак-далматинцев, принадлежащих некой баронессе фон Хеллман, мать Круэллы падает со скалы. Снова отмечу, что (“Hellman” = “hell” («ад») + “man” («человек»)).
Далее юная Круэлла бродяжничает и подворовывает. При этом она дерзкая, стильная и клёвая – «идеальный образец» для наших подростков!
Баронесса с адским именем – богатая и знаменитая дива из лондонского мира моды. Когда-то она родила дочку, но избавилась от новорожденной, чтобы ничто не мешало карьере. Сюжетный твист таков: Круэлла и оказывается чудом выжившей дочкой баронессы. Отсюда и наследный талант к дизайну, а также права на огромное состояние. Короче говоря, Круэлла получает модную империю своей биологической матери, доказав её вину в гибели матери приёмной (баронесса тогда дала команду «фас!» своим собакам).
Итог: «жестокий дьявол» заселяется в Хеллман-Холл, сокращает название поместья до «Хелл-Холл» («адский зал») и сама становится богатой и знаменитой законодательницей мод. С давней ненавистью к далматинцам и, наверное, обидой на весь мир.
Это была бы неплохая чёрная комедия в духе Тима Бёртона, но произведение позиционируется как «семейное кино». Ограничение по возрасту «6+», старт показ совпадает с началом летних каникул, а производитель – «Дисней». Так что многие пойдут с детьми.
Однако «Дисней» уже не тот. Рисованные мультфильмы прошлой эпохи были прямолинейны: вот добро, вот зло. Зло коварно, но в конце концов добро одержит победу. Теперь всё перевернулось. Пересмотр и релятивизация понятий, казавшихся незыблемыми, – наша действительность. И новые киногерои способствуют созданию и закреплению этой действительности.
«Дисней» переделывает русские народные сказки и предлагает нам смотреть «Последнего богатыря» (Iчасть – 2017г., II – 2020г.), где сопереживать нельзя ни одному персонажу, до того все тупые и/или злые. Эти фильмы ничему хорошему не учат, они селят хаос в головах, прикрываясь нашими древними сказками и нашей памятью о советских детских фильмах.
Джокер в первых фильмах о Бэтмене (да и по замыслу авторов комикса, которому уже почти сто лет!) – это абсолютное зло, зло ради зла. А после фильма 2020-го года Джокер – трогательная жертва социума. Вспомните: Малефисента – это ж ведьма из мультфильма о Спящей Красавице. Ведьма, подсунувшая принцессе Авроре веретено. 'Maleficent' = "преступный", "пагубный". А для сегодняшних детей? Малефисента – вызывающая сочувствие героиня, красавица – с чёрными рогами на голове. Кто-нибудь рога заметил, когда вёл ребёнка в кино, когда покупал одёжку с изображением ведьмы на груди? В 2020-ом ещё выпустили сериал «Сестра Рэтчед» (“Ratched”, 2020) – вы ведь помните это чудовище из «Пролетая над гнездом кукушки»? – про тяжёлые условия труда и неурядицы в личной жизни, из-за которых милая девушка стала бессердечной стервой. Ну разве можно её после этого ненавидеть?
А «первой ласточкой» был Шрек (2001). Очаровашка, правда? На Евгения Леонова похож. Полнометражные мультфильмы про Шрека, правда, блещут юмором и прямо-таки достоверной актёрской игрой. Шрек стал мегапопулярен, дети и взрослые фотографировались в обнимку с ряжеными, изображающими его. Подумаем минуточку: с кем обнимались? В кого влюбились? Для начала, “Schreck” по-немецки – «ужас». А если взять английский, то “orge” – то, чем Шрек является, – однозначно переводится на русский как «великан-людоед». Людоед. По итогам мультфильма людоед занимает место Прекрасного Принца. Принц выставлен негодяем, чудище по имени «Ужас» – героем.
Кто это придумал и зачем? Надоели старые сказки, старые литературные произведения и сценарии, где было добро и было зло и между ними проходила чёткая граница? Там со злом надо было бороться, его надо было побеждать. А сегодня нам предлагают со злом дружить, любоваться им. Хотя бы относиться с пониманием.
В эту «кучу» можно подкинуть отнюдь не сказочные сюжеты: интервью Собчак с маньяком, «добрых предателей» из новейших военных фильмов – «Зоя» (сельский житель Свиридов) и «Девятаев» (лётчик Ларин). Кто на очереди? Мало ли злодеев. Например, в ХХ веке был один «непонятый художник» по имени Адольф. Он превратился в «людоеда» и повелел поставить в Восточной Европе много «адских залов» с печами.
У Круэллы было тяжёлое детство, и теперь она будет сдирать шкурки с других. Нам предлагают если не полюбить, то простить её – такую смелую и стильную и талантливую! Кому же нам сопереживать?
А Вы заметили этот тренд на сочувствие злодеям? Не правда ли, запрос на истинно добрые истории растёт, а нас «кормят» чем-то несъедобным?