Исход публичных судебных споров в России все чаще решается в медийном поле. На помощь истцам и юристам приходит судебный PR – управление коммуникациями в ходе судебного разбирательства с целью создать правильный информационный фон вокруг определенной правовой позиции и добиться справедливости.
Одним из первых игроков рынка судебного рынка PR была PLATFORMA, которая успешно сопровождала иски в СМИ, а также провела первое исследование рынка судебного PR. Выяснилось, что более 60% юристов и истцов уже использовали огласку в судебных разбирательствах и считают ее эффективной. Большинство (78%) участников опроса считают, что PR-сопровождение повлияло на исход судебного спора.
На днях редакция Право ru опросила юристов и журналистов, влияет ли пиар на исход дела.
Огласка процесса: за и против
Перед тем, как привлечь в процесс журналистов, нужно взвесить все «за» и «против». Освещение спора в прессе может как помочь, так и навредить, предупреждает Евгений Зубков, адвокат практики разрешения споров Инфралекс. С этим согласен и Игорь Серкин, руководитель судебной практики ЮФ Клифф. По его словам, судьи крайне негативно относятся к попыткам давления на них (в том числе через прессу).
Еще на один минус указал Денис Фролов, партнер BMS Law Firm: в присутствии журналистов не всегда можно произнести то же самое, что в обычным процессе. «Вопрос, который обычно разрешается оперативно, может рассматриваться намного дольше, и это только затянет процесс», – поясняет он. А Сергей Бородин, управляющий партнер АК Бородин и Партнеры, напомнил об этическом постулате в работе с журналистами: «Не навреди интересам доверителя».
Для крупных компаний любые судебные процессы – это всегда риск убытков. Яркий пример – «Норильский никель».
После новости о взыскании судом 146 млрд руб. из-за аварии его акции упали более чем на 3 %. И если для компаний публичность грозит денежными убытками, то по уголовным делам можно ухудшить положение подозреваемого. Это возможно, если общество изначально плохо относится к обвиняемым, считает Евгений Митин, адвокат, член Ассоциации юристов России: если на скамье подсудимых проворовавшийся чиновник или водитель, сбивший насмерть ребенка. Публикации об этих историях только усилят негатив.
По словам Дмитрия Семенникова, члена Ассоциации юристов России, гласность может навредить тем, кому есть что скрывать. Эту позицию поддерживает и Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению. По ее словам, привлекать корреспондентов можно, если СМИ не найдет ничего компрометирующего в вашей собственной позиции. "Работа журналиста не в том, чтобы стать вашим рупором. Если он исследует факты, опросит других участников спора и придет к мнению, противоположному вашему, переубедить его может быть очень трудно" - говорит она. Поэтому Успенская советует сначала откровенно поговорить с клиентом, вместе найти все скелеты в шкафах.
Но вот если «камня за пазухой или ножичка в рукаве» нет, то Кирилл Коршунов, адвокат и медиатор, советует привлекать прессу в подавляющем большинстве случаев. Он называет привлечение СМИ к спору очень мощным инструментом. «Правда, в России потенциал этого инструмента, на мой взгляд, не раскрыт до конца», – признается эксперт.
"По общему правилу поддержка СМИ в споре является чем-то экстраординарным, когда «противная сторона» переходит грань допустимого и правомерного поведения, жалобы не спасают, а только огласка может помочь",-- считает Алексей Артюх, партнер TAXOLOGY.
Игорь Лесовских, основатель судебного сервиса для юристов и журналистов MediaSud, согласен с экспертами. По его словам, сейчас СМИ в большинстве случаев описывают повестку, которую диктуют госведомства: прокуратура, СКР, МВД и другие. Они, по его словам, уже давно научились работать с журналистами и правильно выстраивать инфополе вокруг важных для них дел.
«Профессиональные юристы и адвокаты, к сожалению, этого практически не делают, хотя это может им помочь в решении своих стратегических задач по защите клиента», – отметил Лесовских.
По словам Сергея Водолагина, управляющего партнера ЮФВестсайд, статья о затягивании дела может помочь ускорить расследование. А публикация о том, что дело явно возбудили без законных оснований, поможет его прекратить.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»