А есть ли у вас план мистер Хорохордин*?
В республике Алтай, которая делает ставки на развитее туризма, появился план раздора. Правительство республики представило проект «Стратегия, дорожная карта и мастер-план по развитию туризма в Республике Алтай».
Часть первая https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/zamastyrili-plan-respublika-altai-60b85fbbbeac402db7a48c89
Часть вторая. "Зоны развития и объекты проектирования второго приоритета".
«Строительство гидроаэродромов на оз. в с. Артыбаш и Балыкча. Благоустройство подъездной дороги к курорту Teletski. Этно-культурный центр Усть-Пыжа. Создание заказника Генрезерват Кедра. Смотровая площадка Балыктюль. Эко-ферма в с. Кок –Паш. Туристическая зона кордон Челюш. Туристическая зона Тилан-туу (смотровая площадка, зона отдыха). Смотровая площадка Кату –Ярык. Строительство дороги от с. Артыбаш до с. Балыкча. Строительство полосы для малой авиации в с. Артыбаш и в с. Улаган. Улучшение дорожного покрытия Улаган – Балыкча. Улучшение качества дорожного покрытия Кату –Ярык».
Что вас удивило? Меня - строительство гидроаэродромов на оз. в с. Артыбаш и Балыкча.
На Алтае развивается вертолетное направление, есть крупное предприятие «Алтайавиа», а примеров использование гидросамолетов было всего два. Может быть, конечно, малая гидроавиация, вдруг появится, как раз к тому времени, когда руки дойдут до объектов второго приоритета. Особенно на реке Чулышман, напротив поселка Балыкча. А почему не на Башкаусе у поселка Кок-Паш, там же запланировали эко-ферму и ТИЦ?
Не вызывает сомнения необходимость строительство и благоустройства дорог. Радует пункт создания этно-культурного центра, заказника Генрезерват Кедра и даже эко-фермы. Но туристическая зона кордон Челюш и туристическая зона Тилан-туу (смотровая площадка, зона отдыха), насторожили.
Если визит-центр в Яйлю, это понятная и просветительская работа Алтайского заповедника, то изменение статуса заповедного кордона Челюш вызывает вопрос. Но он не сложный, так как в заповеднике умеют работать с туристами. Есть опыт работы на водопаде Учар. Кстати, в мастер-плане нет ни строчки про водопад Учар и Каменные грибы. Если только разработчики не посчитали, что это и есть природный парк Чулышман. Последние годы, этот парк существует только на бумаге и даже не отвечает на письма.
Говоря про туристическую зону Тилан-туу (смотровая площадка, зона отдыха), мы впервые наткнулись на земельный вопрос. Земля вокруг этой горы и сама гора или в собственности или в долгосрочной аренде.
Вопрос землеотведения для туробъектов стал главным камнем преткновения в спорах о целях этого проекта.
Местные жители относятся к земле как к Родине, как главной собственности, как к святыне. Алтай их золотой запас. И посягательство «понаехавших» вызывает озабоченность. Поэтому возникла такая негативная реакция на этот проект со стороны местных жителей. За каждой строчкой плана они видят посягательство на их землю и собственность.
В плане есть пункт - «Сеть причалов маломерных судов. Причал для речных судов. Причал для маломерных судов. Зона ожидания под навесом. Билетная касса, сувенирная лавка, кафе. Необходимы инженерные коммуникации. Электричество, питьевая вода, сбор и вывоз ТБО И ЖБО. Оценка стоимости строительства 10 млн. руб.».
Все причалы на Телецком озере построили местные предприниматели, которые занимаются перевозкой туристов на лодках и теплоходах. Они вложили средства, взяли участки в аренду, давно добиваются реальной прозрачности в условиях эксплуатации, а теперь им даже не объяснили на кого рассчитан новый план, и что будет со старыми причалами. За чей счет их демонтируют, и построят новые. На каких условиях будут работать судовладельцы? И это сложный вопрос, который может серьезно отразится на судоходстве маломерных судов по Телецкому озеру.
Предполагается «Обязательная сертификация судов, капитанов и гидов, а также регулярная проверка на соответствие требованиям. Разработка единого портала для отслеживания расписания движения водного транспорта и проведения экскурсий с возможностью онлайн-бронирования»
Лицензировать деятельность перевозчиков, наверное, надо. Это в первую очередь касается безопасности, да это создает неудобства владельцам маломерных судов, необходимо зарегистрировать юридическое лицо или стать самозанятым, заплатить налог и тд. Но органы прокуратуры настаивают. Так сказано в законе. А что такое сертификация судов, капитанов и гидов пока не известно.
Сертификация гидов, это не решенный вопрос в стране, его только обсуждают. У гидов есть документ на право работы, это тоже оговорено в законе, но не сертификация.
После всего этого, строительство Северного Причала и паромной станции, где так же необходимы инженерные коммуникации; электричество, питьевая вода, сбор и вывоз ТБО И ЖБО и 600 млн. руб. А еще предполагается здание паромного вокзала: (зона ожидания), кофейня, сувениры. Площадка для спуска лодок на воду. Причал для парома (единовременная загрузка 1-2 паромов). Парковка для ожидания парома. Общественная зона для прогулок и отдыха 4500 м2. Туристско-информационный Центр, включая зону ожидания гидросамолета, кафе, сувенирный магазин 1500 м2, уже кажется, вполне реальной историей. Так-то красиво звучит и картинки симпатичные.
Давно пора облагородить причалы и всю береговую линию поселка Артыбаш и построить все задуманное. Об этом я писал по заказу Минприроды 5 лет назад, потому что президент В.В. Путин еще тогда сказал, что надо заняться благоустройством и сохранением берегов Телецкого озера. Из этого проекта реализовали только строительство канализации в с. Артыбаш.
Пять лет назад до идеи причала для гидросамолётов с технической зоной обслуживания, ремонта + вышка диспетчера и гостевой парковкой, разработчики не додумались, а бывший губернатор Бертников хотел потратить на проект 2 миллиарда.
Продолжение следует.
*Олег Леонидович Хорохордин — российский государственный и политический деятель. Глава Республики Алтай с 1 октября 2019.
Есть и другой вариант развития туризма на Алтае, его предлагал сенатор Полетаев. Я отвечал ему в прошлом году. Если интересно посмотрите.
«Нужны Алтаю деньги. C'est la vie». https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/nujny-altaiu-dengi-cest-la-vie-5f47bf5c45f9c63531be0148
«Сотка с носа на уборку Алтая». https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/sotka-s-nosa-na-uborku-altaia-5f44cc7bcffa41041777974c
Кто я такой? Я 40 лет активно занимаюсь турбизнесом, работал старшим инструктором на самой крупной турбазе СССР «Золотое озеро». Был директорам кемпингов, работал инструктором по туризму и экскурсоводом. Имею 2 высших профильных образования в сфере организации гостиничного сервиса и экскурсионной работы. То есть я не с печки бряк, а кое-что понимаю.
Спасибо, что читали. Подпишитесь, если вам не сложно, вдруг будет интересно.