Найти в Дзене
Книжный мiръ

«И гром, и молния, и слезы». 200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Майкова (1821—1897).

«После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», — писал о Майкове Дмитрий Мережковский. После Пушкина подобных ему стихотворцев и правда не было: в девятнадцатом веке имя Майкова стало настоящей иконой, стихи его «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами».  «Если б меня спросили, чего я хочу для себя? - Осень Пушкина в Болдине 1830-го года - и ничего более», - признавался в своих письмах и сам Аполлон Николаевич.  Любимый всеми: и читателями и придирчивой критикой (мало о ком Белинский писал с таким восхищением), даже за первый юношеский сборник стихов Майков удостоился «монаршей милости» - получил пособие в размере 1000 рублей за «поэтический, полный жизни и определенности язык». На эти деньги поэт отправился путешествовать в Европу - на целых два года. Гражданские мотивы, славянофильские и консервативные настроения, постепенный переход к эстетике «чистого искусства» - так менялся поэтический живописный талант Майкова. Сам

«После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», — писал о Майкове Дмитрий Мережковский. После Пушкина подобных ему стихотворцев и правда не было: в девятнадцатом веке имя Майкова стало настоящей иконой, стихи его «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». 

«Если б меня спросили, чего я хочу для себя? - Осень Пушкина в Болдине 1830-го года - и ничего более», - признавался в своих письмах и сам Аполлон Николаевич. 

Любимый всеми: и читателями и придирчивой критикой (мало о ком Белинский писал с таким восхищением), даже за первый юношеский сборник стихов Майков удостоился «монаршей милости» - получил пособие в размере 1000 рублей за «поэтический, полный жизни и определенности язык». На эти деньги поэт отправился путешествовать в Европу - на целых два года.

Гражданские мотивы, славянофильские и консервативные настроения, постепенный переход к эстетике «чистого искусства» - так менялся поэтический живописный талант Майкова. Сам же поэт всегда называл себя духовным крестником Федора Тютчева, с которым был очень дружен. Как и Тютчев, Майков считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа». 

Полностью ли правдивы слова Дмитрия Мережковского о том, что «судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы ни страстей, ни врагов, ни гонений»? Так ли безоблачна и безмятежна была жизнь русского поэта? «Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…», - замечал Майков, всегда оставаясь одним из самых великих и достойных граждан своей Родины.

Помнит ли сегодня Родина Аполлона Николаевича Майкова? Прозрачные и светлые стихи поэта придётся долго искать в книжных магазинах - книги его издаются на удивление редко, обнаружить из возможно разве что у букинистов и в библиотеках. А ведь сочинения поэта обязательно должны присутствовать в каждом доме, где любят и ценят поэзию - лучшего образца совершенного русского стихосложения найти невозможно!

***

Но я бы не желал сей жизни без волненья:

Мне тягостно ее размерное теченье,

Я втайне бы страдал и жаждал бы порой

И бури, и тревог, и воли дорогой.

***

Голубенький, чистый,

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок...

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…

***

Весна! Выставляется первая рама —

И в комнату шум ворвался,.

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей

Вон — даль голубая видна...

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

***

Улыбки и слезы!.. И дождик и солнце!

И как хороша —

Как солнце сквозь этих 

сверкающих капель —

Твоя, освеженная горем, душа!

***

На полке книги — да, о человеке

Вы можете наверно заключать

По избранной его библиотеке,

В его душе, в понятиях читать.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!