Найти тему
LearnOff — русский язык

У каждого описания есть свое название. Приводим примеры из школьной программы и объясняем, зачем это нужно

Что такое гипотипоза? С ней сталкивался каждый из нас. И особенно повезло тем, кто, несмотря ни на что, обожает «Записки охотника» Тургенева и без ума от прозы Пришвина. Современная проза, увы, не радует...

Гипотипоза (др-греч. ὑπότυπωσις — «набросок, очерк») — буквально «очертание, изображение»; в риторике и художественной литературе наглядное изображение предмета. Причем такое изображение, что читатель живо представляет его в своем воображении, как будто видит описываемое перед своими глазами.

Узнали в этом определении «любимые» описания, живые, наглядные, которые так и хочется... пролистать побыстрее? Даже у Гоголя:

-2

Но это определение будет далеко не полным, если мы не скажем о том, что гипотипоза включает в себя целую группу речевых поджанров (или типов текстов), а именно: 

Анемографию — описание погодных явлений, например, ветра, создание иллюзии его дуновения, движения (шелеста, шума, завывания и т.п.):

-3

Астротезию — описание звезд и звездного неба:

-4

Географию — образное описание земли с целью создания ощущения реальности, своего рода «сотворение нового мира», где будет развиваться действие произведения (приводим классику, «Мещёрскую сторону» К. Г. Паустовского):

-5

Реплика в сторону: можно сказать, что Паустовский во вступлении к «Мещёрской стороне» слегка лукавит (и это незаметно для т.н. непосвященных в риторические тонкости). Используя художественной прием географии, он пишет о нарушении обычаев географов. Чем это пример и интересен.

-6

Продолжаем. Помимо уже названных фигур, гипотипоза включает в себя:

Гидрографию — описание воды:

-7

Дендрографию — описание деревьев:

-8

-9

Перистазис — описание обстоятельств действия: времени, места, причины:

-10

Прагматографию — скрупулезное описание поступков, действий главных героев, вплоть до мельчайших подробностей:

-11

Прозопографию  — описание внешности, характера, привычек человека, чаще всего главного героя или героя-рассказчика:

-12

-13

Топографию — описание местности, окружения:

-14

Топотезию — описание воображаемой местности:

-15

-16

Характеризму — характеристику внешнего вида человека (фигура использовалась в судебной риторике в целях идентификации разыскиваемого преступника; позже перешла и в литературу):

-17

Хорографию — описание народов и их обычаев: свадьба, похороны и т. п.:

-18

Хронографию — описание времен/эпохи или времени в узком смысле (дня, ночи, времен года и т. д.):

-19

-20

Этопею — описание привычек, манер, качеств, действий и побуждений с целью характеристики персонажа:

-21

Почти все эти определения были известны с античности, некоторая их часть была введена в риторику средневековыми богословами и гуманистами Возрождения. Первым, кто упорядочил систему гипотипозы для Нового времени (и многих других тропов и фигур) был профессор Лейпцигского университета Петрус Мозелланус (в латинизированном варианте, реальное имя — Петер Шаде, 1493 — 1524).

Система Мозеллануса в общих чертах используется до сих пор. Нужен или или не нужен такой многоуровневый канон — вопрос, по которому у современных исследователей нет единого мнения. Вот что, например, пишет доктор филологических наук Георгий Георгиевич Хазагеров:

-23

Проще говоря, по мнению Хазагерова, ломать — не строить. Риторический канон складывался без преувеличения тысячелетиями, и всем тем, кто хочет научиться излагать мысли устно и письменно, стоит потренироваться в различных видах описаний. По порядку, от простого к сложному, в соответствии со структурой каждого типа текста.

Зачем? А вы обратили внимание, что современная проза крайне скупа на любые описания?

С одной стороны — это дань экономии языковых средств: время убыстряется, и писать-читать пространные тексты сегодня некогда, да и сложно для многих. С другой — это банальное неумение пользоваться элементарными риторическими приемами, когда, например, в одну фразу писатель пытается вместить и описание природы, и внешности, и места действия, и событий:

-24

Читается всё это тяжело и надрывно, автор будто захлебывается от слов и, не успевая сказать об одном, переходит к другому.

Возможно, таким образом он хочет передать суетливость мыслей и беспорядочность воспоминаний? Или всё-таки недостаточно владеет приемами художественной речи? Как вы считаете?

Присоединяемся к челленджу #сновавшколу ! Июньский марафон книголюбов, решивших перечитать школьную программу по литературе! Мы не смогли остаться в стороне. Подробнее в постах по этому тегу.

Будем рады, если вы поделитесь в комментариях своими любимыми описаниями из произведений школьной программы и не только!

-25

Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!