Вчера в Пскове отметили годовщину рождения Юрия Павловича Спегальского, "выдающегося исследователя архитектуры древнего Пскова, архитектора, основателя Псковских реставрационных мастерских, художника, мастера декоративно-прикладного искусства".
Юрий Спегальский – единственный человек, создавший план комплексной реставрации памятников истории и культуры Пскова. План, воплощение которого в жизнь могло сделать Псков едва ли не единственным городом в России, в котором дошедшее до ХХ века историческое архитектурное наследие было бы спасено, сохранено и воссоздано. Именно это (и только это!) могло сделать Псков одной из культурных столиц Европы. Лев Шлосберг
Председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков утверждал: «Юрий Спегальский – это символ возрождения Пскова. С него оно начиналось."
Город вспоминает иногда Юрия Павловича. Заупокойная лития и возложение цветов каждый год. Как же... Вот, прочитала за 2016-й:
В 107-й день рождения архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского, всю свою жизнь отдавшего родному Пскову, его коллеги-реставраторы устроили небольшой субботник. Они почистили и обновили мемориальную доску и скульптурный портрет Спегальского на доме на Октябрьском проспекте, в котором располагается мемориальная музей-квартира Юрия Павловича.
Приятно. Ведь с 1990 года не чистили. И каждый год так?
Тон нехороший, да. Но как же так можно? 52 года прошло со времени ухода Человека Пскова. Есть понятие "человек мира". Это круто. Это ты везде свой. Это здорово для себя. Но Человек Пскова – это для города всех веков! Это оттуда и навсегда.
Почитайте замечательнейшую статью Льва Шлосберга, впечатлившую меня ещё в 2009 году. "Код Спегальского" называется. Дам внизу ссылку.
Вот оттуда о Пскове:
Псков - единственный русский город, оградивший в период своего расцвета крепостными стенами городской посад - земли, где жили тысячи рядовых горожан - посадских людей. Псков - едва ли не единственный русский город, где была осознана ценность человеческой жизни, потому что здесь понималась ценность человеческой души - главная ценность христианства.
Очень много о человеке, а не просто перечень жизненных событий. Его бабушка из дворянского рода Печенко владела палатами XVII века. И когда 13-летний мальчик остался в городе один:
В старом купеческом доме он очистил от мусора и своими руками отремонтировал одну комнату, где и поселился. Рабочие инструменты отца он забрал с собой - они стали его наследством.
В статье о том, как этот сильный человечек глубоко проникся историей родного города. Учась в знаменитой 1-ой псковской школе, мужской гимназии, он создал краеведческий кружок. Основное внимание уделял архитектурным памятникам. Изучал Псковские летописи. Да-да, оригиналы!
В "доме Печенко" была создана "Художественная студия Спегальского" - нечто вроде школы рисунка, живописи и пластики. Эта студия объединила круг псковский молодежи, намеренной вместе со Спегальским, вдохновленная им, поступать на архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде.
Поступили. И жизнь, наполненная творчеством и любовью к городу, которого он никогда не забывал, потекла дальше.
Читайте статью. Повторюсь: ссылка на "Код Спегальского" внизу. Написано подробно и замечательно. А я хочу вернуться к памяти о человеке.
Только процитирую ещё один большой мощный отрывок. О том, что стало после ухода Юрия Павловича Спегальского.
Он многого не увидел из того, что было после, и слава Богу
Псков пал жертвой тупой и бездарной типовой застройки, заполонившей всё его пространство с севера на юг и с запада на восток. В Пскове поселилась и расползается чума архитектурно-строительной вседозволенности, нашествие которой для исторического города равносильно нашествию варваров.
Ни одно современное здание, построенное в Пскове на месте памятника архитектуры или оскорбившее его своим наглым присутствием рядом, не встало вровень с уничтоженным произведением искусства. Все они - даже при некоем разнообразии физиономий - являются плодами морального падения.
Множество из построенного вопреки Пскову проклято навсегда. Код Пскова - своенравный сильный код свободного и гордого города - поразил и обездвижил каменные чудовища, порожденные сном разума.
Гниет на глазах у всех гостиничный комплекс с "колпаком" на берегу Великой, унизивший Мирожский монастырь. Не достроен и не доломан, торчит последними бетонными костями дворец пионеров и школьников на месте бывшего Симеоновского монастыря на Железной горке. Едва не был сброшен вниз по течению Великой первым же ледоходом мост имени Советской Армии, влепивший сбоку "пощечину" дому купца первой гильдии и благотворителя Петра Денисовича Батова. Никак не обретет покой кинотеатр "Октябрь", посаженный на месте Пушечного шатра перед Приказными палатами. Сыплется штукатурка с недозаселенных попугайчатых домиков, поставленных на шатком берегу Псковы - на месте Рыбного торга, на тысячах никогда теперь уже не доступных предметах материальной культуры. Зияет пустыми безжизненными глазницами холодных темных окон десятиэтажный дом, нависший над Покровской башней и храмом Покрова и Рождества Богородицы.
В чьи больные головы пришли эти мрачные видения? Кто строил их? Каким моровым поветрием занесло этих людей в Псков? Что значит для них этот город? Понимают ли они, где живут? Ведают ли, что творят?
Цитата из 2009 года. К этому времени "гостиничный комплекс" превратился в студенческий кампус на берегу Великой, десятиэтажный дом, вроде бы, уже заселен. А так – всё так!
При всем при этом властям можно было бы "сохранить лицо". Сделать хотя бы вид, что чтут память о человеке, которого забыть мы не имеем права.
Для этого:
- реставрировать Дом Печенко
- и переиздать "Псков XVII века".
При том, что туристический поток в Псков увеличивается, эта книга, думаю, будет нарасхват. Как бонус ))) Она и своим-то была бы несказанным подарком.
Судьба Дома Печенко
О ней я писала уже однажды. Посмотрите внизу ссылки. Если дочитали меня до сих пор, там тоже покажется интересным. Хотя, что это я? Можно иллюстрацию одну показать. Новую. Автор – nathalie_zh.
А Юрий Павлович видел эти палаты XVII века такими:
Так вот. Человека нет уже 52 года. Он всемирно известен среди специалистов. Его заслуги человеческие и профессиональные невозможно переоценить. И в очередную годовщину почистили его скульптурный портрет?
Не поверю, что за эти годы при большом желании нельзя было найти федеральных денег на реставрацию Дома Печенко и создание там музея. Какого – почитающие Спегальского историки, архитекторы, музейные работники, просто неравнодушные нашли бы.
Но Время и одни люди рушили здание, а Провидение и другие – наблюдали. И вот, когда совсем недавно деньги появились... Ох, не хочу показать свою недоброжелательность... Короче, уплыли они в другом направлении. На реставрацию. Да.
Но вот тут-то, мне кажется, и сработал этот самый человеческий фактор: корыстолюбие, угодничество, невежество и неистребимая зависть к уже ушедшему значительному человеку. Похоже, у кого-то установка: Дому Печенко – гнить дальше! Горько и больно.
О книгах Юрия Павловича
В 1946 году он выпустил свою первую книгу «Псков. Историко-художественный очерк». К этому времени у него уже было не менее 10 проектов реставрации псковских памятников.
В 1963 году вышли книги:
- «Псковские каменные жилые здания XVII века»;
- «Псков. Художественные памятники».
Первая написана на основе материалов кандидатской диссертации Ю. П. Спегальского, посвященной гражданской архитектуре Пскова XVII века, которую он защитил в 1951 году. В этой работе он доказал факт существования верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов. Не переиздавалась. Стала исключительным раритетом.
Следующая книга, выдержав еще три издания (в 1972,1978, 2003 годах) до сих пор пользуется авторитетом у специалистов, изучающих древний Псков.
В 1971 году – Жилище Северо-Западной Руси IX - XIII вв. Отмечается как произведение яркое и необычное на примере Ладоги, Торопца и особенно Новгорода.
В 1973 году – Дом Печенко. Книга может служить своеобразным пособием для архитекторов-реставраторов, содержащим практические советы по восстановлению подлинных черт изучаемого памятника.
В 1974 году "По Пскову XVII века. Рисунки, вошедшие в этот альбом, были созданы Ю. П. Спегальским в блокадном Ленинграде в самую жестокую зиму 1941-1942 годов.
В рисунках строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Эта работа была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов.
В 1976 году:
- Декор псковских изразцовых печей XVII века;
- Каменное зодчество Пскова
А мы на годовщинах говорим : "Помним!"
В 2017 году отдельно Псковской областной научной библиотекой изданы письма Ю. П. Спегальского:
- "Бьет тебе челом низко старец просящий Ягорка..." (1952-1954 годы);
- "...От Пскова я никогда не откажусь...(1955-1960годы).
Отдельная маленькая история
Говорящая о том, востребованы ли книги Спегальского сейчас.
2 июня попалось мне видео одно. Каюсь, не обратила внимание, кого это я увидела. Речь шла о том, как замечательно работает квартира-музей Спегальского и "а вот ещё о Спегальском книга "Отверженный провидец" на русском языке появилась – ура-ура..." Жалко. В смысле – нище. А сами-то мы где?
И вот в комментарии к одному из моих прошлых материалов:
И нас много, ищущих и ждущих, когда "хранящие о нём память" массовыми тиражами издадут книги замечательного человека и о нем. Да нет, о нем самом лучше всего его книги и расскажут.
Ещё у меня есть небольшие статьи:
Спегальский Юрий Павлович. Помним ли его на самом деле?
О трагической судьбе Дома Печенко, "консервах" и архитектурных близнецах
Источники:
Код Спегальского (подробно и интересно о городе, о жизни Спегальского, творчестве м трудностях)
Псков отметил день рождения Спегальского (это 2016 год)
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал . И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.