Домашний очаг и культ предков горцы связывали с семейными ценностями. В своё время пламя, горящее в очаге, напоминало о предках семьи или даже то, что родственники, ушедшие в мир иной, присутствуют в доме, а их души в виде дыма и пламени находятся здесь и слышат всё, что обсуждается в кругу семьи, поддерживают всех присутствующих родных и оберегают их. И за счёт этого пламени невозможно порвать эту родственную связь. А живые родные, в свою очередь, обращаются к своим предкам, глядя вверх или на пламя в очаге.
Даже в столь поздний час хозяйки уделяли особое внимание на постоянное поддержание огня в очаге. Поклонение огню выражалось ещё в том, что каждая семья имела свой собственный день недели, когда было запрещено выносить огонь из дома, чтобы не приобщать к домашнему культу злых, завистливых и недоброжелательных людей. (Семьи на Кавказе. Семейные ценности)
В связи с поклонением семье северокавказские народы почитали и надочажную цепь. К надочажной цепи нельзя было прикасаться посторонним и нехорошим людям.
Продажа надочажной цепи являлась позорным поступком, а похищение её навлекало кровную месть. Хотя в народе продажа цепи расценивалась не столько как позор, сколько как предзнаменование несчастий и дурная примета.
Например, у адыгов произносилась клятва над очагом: «Бог ты мой, именем этого светящегося очага» и «Бог ты мой, именем надочажной цепи».
Кстати, и в наши дни можно услышать, как балкарцы клянутся надочажной цепью. Мне балкарец говорил эти слова: «бу сынжырны хакъна» (таким образом он клялся этой цепью). Цепь является связующим звеном между родственниками и эту связь не так просто порвать.
Другими словами, семья – общая кровь. И, конечно же, горцы прекрасно знали и знают этот смысл и многие из них продолжают сохранять и чтить эту народную традицию.
Ещё по этой теме:
Наследники скифов - осетины, которые берегут свою культуру!
Превосходное воспитание детей у осетин
Осетины не променяли свою религию
Что для каждого осетина являлось долгом чести?