Найти в Дзене
Самому интересно

Oldgames или игры, с которых всё началось - [DOS] Противостояние.

Коробочка, у меня не сохранилась, к сожалению.
Коробочка, у меня не сохранилась, к сожалению.

В 1996 году, как помнят старожилы, обильно взошёл Тибериум, подняв планку RTS на весьма неприличную высоту. Стало понятно, что переплюнуть Command&Conquer по играбельности - задача не для слабых духом. И умельцы из Доки всё-таки решили дать ответ, задействовать исторический сеттинг, который нам близок и знаком - Великую Отечественную. На тот момент нынешнее поколение мамкиных прогеймеров ещё сидело на горшке под столом, а на столе стоял комп, за которым сидели их вполне сознательные папы, старшие братья и даже дедушки, воспитанные на фильмах про войну и книгах про войну. Игроделы из отечественной фирмы прекрасно понимали, игра про ВОВ - беспроигрышный выбор для сограждан. А про реализацию мы сейчас немного поговорим.

Кадр из вступительного ролика
Кадр из вступительного ролика

Недорогие вступительные ролики, качество и исполнение, прямо скажем, слабоватые. Такое впечатление, что ваялись по остаточному принципу, только чтоб было 3D-модно и молодёжно. Сравнивать с роликами из C&C конечно вообще нельзя - другой бюджет. Но вот для примера одногодки, 7-Legion - ролики так себе, но вполне злобные, смотреть интересно. И тут же Final Liberation - тоже за три копейки, но как эпично! Так что есть с чем сравнить, и не в пользу наших, к сожалению.

Лаконичное стартовое меню
Лаконичное стартовое меню

Очень простое, но вполне стильное меню - новая игра, загрузить, и гуляй, Вася. Система загрузок и сохранений такая же простая. Несколько слотов, сохраняешься и загружаешься только между заданиями.

Наш - с петлицами.
Наш - с петлицами.

Вообще, мне за фашистов физически неприятно играть. Пройдя несколько десятков раз игру за наших вдоль и поперёк, я всего один раз заставил себя поиграть за фрицев, из энтомологического интереса. Даже и не помню уже что там и как. Желания переиграть не появилось.

Собственно, переходим к самой игре.

Скромненько, отторжения не вызывает.
Скромненько, отторжения не вызывает.

Карт всего несколько, задания бывают на одних и тех же картах, только меняется расстановка и расположение отрядов. Карты интересные. Деталей накидано прилично. На лесных картах не видно, но будут и деревни, и промзона, есть куда кинуть взор. Анимация юнитов, скажем так, сойдёт. Вообще, вся игра по графике вполне описывается словом "сойдёт". Анимация юнитов не второй Варкрафт, прямо скажем, но сойдёт. При этом удачно отошли от пластмассовой мультяшности, как например в том же Седьмом Легионе. Есть эффект присутствия среди родных берёз, игра в своей неброской палитре неплохо смотрится.

Вражеская атака практически отбита.
Вражеская атака практически отбита.

А вот в геймплей Дока явно смогла, что не может не радовать! При этом, скудность парка отрядов компенсируется возможностями этих отрядов и фишечками игрового процесса. Артиллерия вполне себе наваливает через всю карту, при этом имеет падение точности с расстоянием. При выстреле засвечивается, и поэтому присутствуют увлекательные дуэли тяжелых гаубичных батарей, кто кого быстрее вынесет, и это крайне важно для прохождения миссии. Противотанковые пушки далеко и больно бьют, но не могут передвигаться и очень уязвимы. Танки и самоходы промахиваются по двигающимся врагам, нанося им меньше повреждений, и ещё и сами промахиваются при стрельбе в движении, поэтому сражения танковых групп, подкреплённых самоходками, эффективнее всего проводить на встречных курсах. Можно, говоря по-современному, "мансить", получая меньше повреждений от врага, и ставя его, да-да, на гусеницы. Танки могут через какое-то время "набрать" хп, починиться и поехать, но если повреждения очень серьёзные, то просто так и сгорят на месте. Пехота, которая ещё не вступила в бой и не "засветилась" об врага, может из леса выявить вражеские танки на большом расстоянии, а удачно подкравшиеся бойцы увидят и пушки, и зенитки, и даже сожгут пару стоящих на разбитых гусеницах "Фердинандов" - да-да, все эти нюансы и фишки потом получат развитие в великом множестве игр на протяжении многих лет.

Две "Катюши" остановили наступление врага.
Две "Катюши" остановили наступление врага.

Игра - это такая, тактическая RTS, где нет возможности наклепать новых юнитов, а надо воевать тем, что есть, далеко продумывая действия и перебрасывая подразделения. В некоторых заданиях доступны резервы или авиаудар, но и резервы во-первых появляются далеко не сразу, а во-вторых тоже количественно ограничены - пришёл резерв и через две минуты сгорел под мощной атакой. Прикрыть последнюю противотанковую пушку больше нечем, загружайся.

Не смог эту миссию ни разу выполнить.
Не смог эту миссию ни разу выполнить.

У танков, самоходных орудий, артиллерии - заканчиваются снаряды, и это очень влияет на геймплей. Даже удачный огневой мешок из противотанковых орудий и пехоты не выстоит, когда у пушек закончатся снаряды, и надо будет их бросать, отходя вглубь обороны на новые позиции.

Отбомбились по береговому орудию, удачно, сейчас оно будет уничтожено.
Отбомбились по береговому орудию, удачно, сейчас оно будет уничтожено.

Казалось бы непробиваемая оборона рассыпается под ударом "Катюши", а смертельный клин тяжёлых танков на последних снарядах выбивается береговой артиллерией, чей снаряд вполне может успокоить и две пантеры сразу. Играть, повторюсь, очень интересно. Прямо вовлекаешься в процесс, переживаешь - успеют ли бойцы подкрасться и уничтожить вражескую гаубицу, или сможет пушка, три снаряда осталось, ещё хоть раз дать по Фердинанду, встанет ли он на гусеницы. Сейчас наверное игра считается слишком хардкорной, но тогда это был стандарт, рассчитано на сообразительных. Кстати про "Катюшу" - это просто имбалансная артиллерия, с огромным боезапасом и вполне приемлемой точностью на расстояниях в 15-20 квадратов. Одна катя решает любое локальное сражение, но требует внимания и микроконтроля, как никакой другой юнит. При этом, отсутствуют любые мотиваторы в виде послебоевой статистики, и сохранили ли вы танковый батальон, или добили врага последним снарядом последней гаубицы - никакого влияния на последующие задания не влияет. Ну, вот такой у нас, само собой, самобытный и уникальный путь. Где-то реализуем массу новых идей, а где-то просто забьём на стандартный рычаг вовлечения геймера в игровой процесс.

Дополнительные миссии
Дополнительные миссии

К игре вышел аддон "Опалённый снег", ассоциировавшийся с отличным фильмом про войну "Горячий снег". Видимо, постеснялись копирайтов, поэтому получилось немного дурацкое "Опалённый". На фоне, в целом, сдержанных и негативных отзывов, задания упростились, юниты добавились. Но уже народ рубился в Тотал Аннигилейшн, а на подходе был Старкрафт, так что Противостояние в своём виде окончательно устаканилось в статусе нишевой игры, с преданными поклонниками конечно, но без массового внимания.

Но!

На фундаменте Противостояния выросло следующее поколение игр - Sudden Strike, Блицкриг, В Тылу врага и другие. И надо будет обязательно рассказать про эти, безусловно, замечательные игры!

А прохождение игры за наших можно посмотреть здесь на канале: