Если пересмотреть "Сталкер", если вдуматься , зачем он идет в опасную Зону, если прислушаться, присмотреться к тому, что говорит и делает Сталкер...
Предыстория фильма "Сталкер"
Почему за него взялся Тарковский? Николай Болдырев в книге об Андрее пишет: "Тарковский много раз менялся". Добавим, менялся с каждой картиной. Каждый фильм для него был испытанием, своего рода вхождением в Зону. После "Зеркала" хотел оставить режиссуру, начать писать прозу.
Приглядеться... , на фотоснимках он никогда не стареет, но как изменчив, в неуловимых проявлениях. - это его внутренняя трансформация.
В моем понимании выходит так, что Сталкер - это и есть альтер-эго Андрея Тарковского. Зона - пространство его веры, мыслей, чувств, устремлений, его искусства, в конце концов.
С 1974 года когда режиссёр прочитал «Пикник на обочине» братьев Стругацких он начнет работу с писателями по написанию сценария для экранизации. Фильм он снимет в 1979 году. Версии менялись, количество правок зашкаливало. Основные требования Тарковского сводились к тому, чтобы вместо бандита появился сталкер, и чтобы историю из пестрой сделать скучной, и чтобы сюжет стал размышлением над глобальными вопросами бытия и сознания. А чтобы размышлять, он стремился "к предельному аскетизму форм и средств"(Н.Болдырев).
...Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями. Ведь то, что они называют страстью, на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. (Сталкер)
Тернии фильма "Сталкер"
Когда он добился, чтобы разрешили снимать на выбранной натуре в Таджикистане, в районе города Исфары произошло землетрясение. «Сталкер» был снят недалеко от Таллина — на реке Ягала была заброшенная электростанция и взорванная плотина, а еще ядовитые стоки с химкомбината, что устроило Тарковского.
Язык этого фильма — постапокалиптический пейзаж, серые тона, развалившиеся дома, обшарпанные стены, отчужденные депрессивные люди, станут новым визуальным киноязыком мирового кинематографа.
Зона — это… очень сложная система… ловушек...
"Сталкер)
Фильм снимался больше года, - съемки шли не просто тяжело, фильм постоянно был на грани закрытия, скандала, провала. Пишут лишь о скандале Тарковского с маститым оператором Рербергом (они вместе работали над фильмом "Зеркало"), но ведь был уволен и следующий после Рерберга оператор, а еще главный художник А.Бойм, и еще ряд участников съемочной группы, - Тарковский сам выполнял работу художника.
Ты же видела, у них глаза пустые. Они же ведь каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить. Чтобы продать себя подороже. Чтобы им все оплатили, каждое душевное движение. Они знают, что не зря родились, что они призваны. Ведь живут только раз. Разве такие могут во что-нибудь верить? Никто не верит, не только эти двое. Никто. Кого же мне водить туда?
(Сталкер)
Тарковский после "Зеркала" высоко ценил Рерберга, но если "Зеркало" - это своего рода автобиография, то "Сталкер" для Тарковского - исповедь, и съемка нужна была принципиально другая, - осторожная, скупая, если можно так сказать, - Рерберг так не снимал и видел причину конфликта в отсутствии у Тарковского чёткого представления о фильме и готового сценария, - режиссёр действительно передумывал и перестраивал материал на ходу.
Мне кажется, она пропускает тех, у кого нет никакой надежды. Не плохих, а несчастных!
(Сталкер)
Финальной точкой стала порча снятого материала в проявочной «Мосфильма». Тарковский обвинил оператора, выгнал с картины, остановил съёмки и… вместе со Стругацкими переписал сценарий.
В Дневнике он обвинит Рерберга в пьянстве, безбожии и вульгарности - "Я просил его больше мне не звонить и забыть как меня зовут".
Но второй приглашенный оператор ушел через две недели. Фильм снял Александр Княжинский, полностью выполняя указания режиссера.
Вот вы говорили о смысле… нашего… жизни… бескорыстности искусства… Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу!
(Сталкер)
Во время съёмок — периодами воздух и вода начинали отвратительно пахнуть, у многих были проблемы с бронхами и кожные аллергии, но тогда никто не принимал это всерьез. Как известно, Тарковский, его жена Лара, и Анатолий Солоницын умерли от рака легких.
Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения… И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому?
(Сталкер)
Если оттенок травы не устраивал Тарковского - выдирали каждую травинку, не соответствующую требованиям. работали так: по шесть дублей каждой сцены - это была норма.
Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину…
(Сталкер)
Тарковскому дано было по-другому чувствовать и многое предвидеть. Он увидел такого человека как Сталкер (где? когда? - не важно), человека "не от мира сего". А это же его суть, Тарковского.
Маршрут Анастасии Пыхтеевой как маршрут Сталкера
Когда 4 июня закончил этот материал, - в новостях сообщили, что нашлись убийцы пропавшей недавно Анастасии Пыхтеевой из Перми, молодой женщины, у которой остались трехлетний сын и престарелая мама.
Анастасия с 18 лет любила походы. Часто одна отправлялась на одиночный сплав по рекам. Вот и в этот раз 29 мая на своем автомобиле она добралась до города Михайловск Свердловской области, оставила машину у городской плотины, а сама на попутке - около 30 км до города Нижние Серги. Оттуда она начала сплав вниз по реке Серга на одиночной байдарке... до села Аракаево.
Она должна была переночевать в лесу и 30 мая вернуться.
Потом перестала выходить на связь..., потом у этой реки нашли двоих людей, с мобильным телефоном и банковской картой Насти Пыхтеевой. Они сознались следствию в убийстве, и вот, 29 минут назад появилось сообщение, что у реки Серга нашли ее тело...
Нет, не случайно пишу о таком злодействе.
Настю называют туристкой. А туристы одни уходят в лес, в пещеры, одни сплавляются на байдарках по рекам, одни ночуют в лесу? Она любила идти одна, - она знала, какие ее ждут опасности... Но шла...
Зачем она шла одна? Как она столкнулась с теми людьми, - рецидивистом, сбежавшим после домашнего ареста, и его подругой?
"Человека просто растлили... А тех, кто думает о душе - на протяжении многих веков, вплоть до сегодняшнего дня, - физически уничтожали и продолжают уничтожать" (А.Тарковский, Из Дневника).
...Как она погибла?
Вокруг был лес, который ее не защитил. А может не лес был, а Зона, где много рисков, и никого.
Анастасия - светлый, духовный человек. Я бы назвал Сталкером ее.
"Зона для Сталкера - местность его любви, здесь он оживает, становясь подлинно собой. Он распят на кресте своей веры, которая никого вокруг не вдохновляет..." (Н.Болдырев "Жертвоприношение Андрея Тарковского").
Открытие природы зла психологом Дж. Питерсоном после посещения тюрьмы строгого режима