Найти в Дзене
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании с Общества вреда, причиненного недрам

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2020 г. по делу № А53-1220/19

Суть спора:

Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества вреда, причиненного недрам.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил решение и постановление судов нижестоящих инстанций без изменений.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки Административный орган установил, что Общество осуществляет реализацию извлеченных общераспространенных полезных ископаемых третьим лицам в отсутствие лицензии на право пользование недрами, соответствующей действующему законодательству.

По мнению Административного органа, действиями Общества недрам был причинен вред.

Поскольку требование о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного недрам как объекту охраны окружающей среды, не исполнено Обществом, Административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1.В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395- 1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находится в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

2.Одним из оснований возникновения права пользования участками недр в статье 10.1 Закона «О недрах» названо принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При этом из содержания статьи 11 Закона «О недрах» следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

3.Согласно материалам дела, на момент выдачи лицензии постановлением муниципального образования допускалась реализация минерального сырья, извлеченного из недр, при строительстве подземных сооружений. Однако, согласно действующему законодательству, такое положение было исключено при строительстве любых видов подземных сооружений местного значения.

4.С учетом изложенного, суд указал, что для целей реализации общераспространенных полезных ископаемых недропользователь обязан иметь лицензию на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, одним из существенных условий которой будет перевод земель сельскохозяйственного назначения в границах осуществления добычных работ в категорию «земли промышленности, энергетики, связи и др.» в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, реализация минерального сырья (песка), извлеченного из недр при строительстве пруда по ранее выданной лицензии с вышеуказанным целевым назначением противоречит нормам действующего законодательства

При этом суд отметил, что утрата запасов полезного ископаемого (песка) в рассматриваемом случае произошла по причине самовольного (безлицензионного) пользования недрами с целью добычи песка строительного. Таким образом, действиями Общества причинен вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

5.Учитывая, что в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством, суд удовлетворил заявленные  Административным органом.

Резюме суда:

Добыча и реализация общераспространенных полезных ископаемых в границах земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в рамках разрешенного вида деятельности (на основании лицензии) и при условии последующего перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Реализация общераспространённых полезных ископаемых, извлеченных из недр в отсутствие указанных условий, является основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной ч. 1. ст. 7.3 КоАП РФ.

Комментарий:

Следует отметить, что перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию для целей, связанных с добычей полезных ископаемых, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Данная позиция находит своё отражение в решении Арбитражного суда Новгородской области от 5 июня 2019 г. по делу № № А44-2580/2019.