Найти тему
Around Art

Книжные обложки Сергея Пожарского в контексте становления истории советского книгоиздательства и чем они интересны сейчас. Ч.2.

Текст: Галина Мумрикова

Итак, продолжаю рассказ об обложках Сергея Пожарского и об издательствах, с которыми он сотрудничал.

Графика Сергея Пожарского
Графика Сергея Пожарского
Шрифты Сергея Пожарского
Шрифты Сергея Пожарского
Обложка к произведениям Стивенсона
Обложка к произведениям Стивенсона
Обложка к "Одноэтажной Америке" Ильфа и Петрова
Обложка к "Одноэтажной Америке" Ильфа и Петрова

Вот «Молодая гвардия», где с момента ее основания, т.е. с 1922-го года, было издано тысячи прекрасных книг. В 1930-х именно в «Молодой гвардии» начали выходить журналы, на которых выросла наша молодежь – от «Юного техника» и «Мурзилки» до «Пионерской правды» и «Юного художника», а вскоре в ведение издательства переходит и серия ЖЗЛ, основанная еще в 1890 году русским просветителем Федором Павленковым. К романам Стивенсона, вышедшим в «Молодой гвардии» в 1957 году, Пожарский использовал изобретенные им шрифты, после чего он стал моментально узнаваем. Не менее привлекательной получилась и обложка «Одноэтажной Америки И.Ильфа и Е.Петрова.

Обложка из серии "Библиотека всемирной литературы"
Обложка из серии "Библиотека всемирной литературы"
Обложка к роману Арнольда Беннета
Обложка к роману Арнольда Беннета
Обложка для книги Конан Дойля
Обложка для книги Конан Дойля
Это тоже обложка для серии "Библиотека всемирной литературы"
Это тоже обложка для серии "Библиотека всемирной литературы"

Наверное, некоторые думают, что знаменитейшая серия БВЛ (Библиотека Всемирной Литературы) впервые появилась в середине 60-х в издательстве «Художественная литература». Серия – наизнатнейшая: по ее вступительным статьям можно было подготовиться к экзамены по зарубежке в университете. Но вообще название серии отсылает нас в далекий 1919 год, когда неугомонный Горький инициировал создание издательства «Всемирная литература», в котором и начали издавать зарубежных авторов и просвещать народ. Так появилась серия «Библиотека всемирной литературы». Правда, в 1924-м «Всемирную литературу» объединили с Ленгизом, но серия как была, так и осталась.

В 1927 году Сергей Пожарский вовсю сотрудничает с «Ленгизом» и иллюстрирует в том числе и книги, которые выходили в серии «Библиотека всемирной литературы», причем «упаковывает» книги от начала до конца.

В 1945 году Военмориздат выпустил Ги Де Мопассана
В 1945 году Военмориздат выпустил Ги Де Мопассана
"Алые паруса" Александра Грина вышли в 1944 году
"Алые паруса" Александра Грина вышли в 1944 году
В 1944-м вышел "Гранатовый браслет"
В 1944-м вышел "Гранатовый браслет"
Ярослава Гашека издали в 1944-м
Ярослава Гашека издали в 1944-м

Как известно, в 1942-м художник переехал в Москву и через некоторое время начал плотно работать с издательством «Военмориздат», которое было организовано в конце 30-х и лишь в 1962-м в процессе реорганизации вошло в состав Военгиза. Самое интересное, что во время Великой отечественной войны это издательство помимо литературы на военную тематику выпускало немалыми тиражами русских и зарубежных классиков – Гоголя, Лескова, Куприна, Грина, Мопассана, Конрада, Уэллса, Гашека. Обложки были незатейливые, но можете себе представить вообще: 1944 год, а в Военмориздате выходит «Гранатовый браслет».

Графика Сергея Пожарского
Графика Сергея Пожарского
Еще одна иллюстрация
Еще одна иллюстрация
Фонтаны Петергофа
Фонтаны Петергофа
Очень насыщенный офорт в стиле Дорэ
Очень насыщенный офорт в стиле Дорэ
Лирическая иллюстрация
Лирическая иллюстрация
Образ Венеции
Образ Венеции
Образ Англии
Образ Англии

Да, обложек у Сергея Пожарского было множество. Но вершиной его творчества по праву можно считать литографию и художественные гравюры. Вот они – истинные произведения искусства, а не просто книжные иллюстрации к отдельным произведениям. Каждая из них – отдельный образ, живущий своей отдельной жизнью. Мы видим то дождливый, но такой уютный Лондон времен Конан Дойля, то Венецию, и это может быть Венеция, которая всегда узнаваема, но у всех разная, а здесь она, графическая целостная и точная, совсем другая – грустная и тревожная. И волшебство белых брызг фонтанов Петергофа! Особенно выразительны черно-белые иллюстрации-картины: это такие то маленькие поэмы, то большие симфонии, полные щемящей нежности, грусти и… добротности. Они – реально интересны независимо от личных пристрастий. Они сделаны Мастером. С любовью к книге, а, стало быть, и к нам, читателям.

Фото предоставлены пресс-службой Открытого клуба

#искусство#книжные иллюстрации#графика#се

сергей пожарский#открытый клуб