Текст: Галина Мумрикова
Итак, продолжаю рассказ об обложках Сергея Пожарского и об издательствах, с которыми он сотрудничал.
Вот «Молодая гвардия», где с момента ее основания, т.е. с 1922-го года, было издано тысячи прекрасных книг. В 1930-х именно в «Молодой гвардии» начали выходить журналы, на которых выросла наша молодежь – от «Юного техника» и «Мурзилки» до «Пионерской правды» и «Юного художника», а вскоре в ведение издательства переходит и серия ЖЗЛ, основанная еще в 1890 году русским просветителем Федором Павленковым. К романам Стивенсона, вышедшим в «Молодой гвардии» в 1957 году, Пожарский использовал изобретенные им шрифты, после чего он стал моментально узнаваем. Не менее привлекательной получилась и обложка «Одноэтажной Америки И.Ильфа и Е.Петрова.
Наверное, некоторые думают, что знаменитейшая серия БВЛ (Библиотека Всемирной Литературы) впервые появилась в середине 60-х в издательстве «Художественная литература». Серия – наизнатнейшая: по ее вступительным статьям можно было подготовиться к экзамены по зарубежке в университете. Но вообще название серии отсылает нас в далекий 1919 год, когда неугомонный Горький инициировал создание издательства «Всемирная литература», в котором и начали издавать зарубежных авторов и просвещать народ. Так появилась серия «Библиотека всемирной литературы». Правда, в 1924-м «Всемирную литературу» объединили с Ленгизом, но серия как была, так и осталась.
В 1927 году Сергей Пожарский вовсю сотрудничает с «Ленгизом» и иллюстрирует в том числе и книги, которые выходили в серии «Библиотека всемирной литературы», причем «упаковывает» книги от начала до конца.
Как известно, в 1942-м художник переехал в Москву и через некоторое время начал плотно работать с издательством «Военмориздат», которое было организовано в конце 30-х и лишь в 1962-м в процессе реорганизации вошло в состав Военгиза. Самое интересное, что во время Великой отечественной войны это издательство помимо литературы на военную тематику выпускало немалыми тиражами русских и зарубежных классиков – Гоголя, Лескова, Куприна, Грина, Мопассана, Конрада, Уэллса, Гашека. Обложки были незатейливые, но можете себе представить вообще: 1944 год, а в Военмориздате выходит «Гранатовый браслет».
Да, обложек у Сергея Пожарского было множество. Но вершиной его творчества по праву можно считать литографию и художественные гравюры. Вот они – истинные произведения искусства, а не просто книжные иллюстрации к отдельным произведениям. Каждая из них – отдельный образ, живущий своей отдельной жизнью. Мы видим то дождливый, но такой уютный Лондон времен Конан Дойля, то Венецию, и это может быть Венеция, которая всегда узнаваема, но у всех разная, а здесь она, графическая целостная и точная, совсем другая – грустная и тревожная. И волшебство белых брызг фонтанов Петергофа! Особенно выразительны черно-белые иллюстрации-картины: это такие то маленькие поэмы, то большие симфонии, полные щемящей нежности, грусти и… добротности. Они – реально интересны независимо от личных пристрастий. Они сделаны Мастером. С любовью к книге, а, стало быть, и к нам, читателям.
Фото предоставлены пресс-службой Открытого клуба
#искусство#книжные иллюстрации#графика#се
сергей пожарский#открытый клуб