Найти тему
MIROVOY club

Как найти верное решение в кризис и снизить вероятность ошибки до минимума

Каждый из нас cталкивался с ситуацией, когда во время кризиса сложно принять верное решение. Ситуация в бизнесе и других сферах жизни начинает ухудшаться. Человек понимает, что цена ошибки, цена неверно принятого решения слишком высока. Поэтому человеку в идеале хочется, чтобы каждое принятое им решение было априори верным. В крайнем случае хотелось бы снизить вероятность неверно принятых решений к минимуму, а таких решений в скором времени ему предстоит сделать не одно.

В такой ситуации человек, как правило, начинает преувеличивать значимость каждого своего шага, каждого предстоящего решения. Поднимается тревога, возникает расфокус. Дел-то много, и решений необходимо принять не меньше. Возникает ступор.

Картина внутреннего мира похожа на:

Человек стоит в центре комнаты. Вокруг него толпа народа. Каждый что-то говорит/кричит, призывая человека ко всем решениям сразу и, желательно, по-быстрее. В таких ситуациях хочется лечь спать и отложить все эти дела на завтра/до лучших времен. Но, проснувшись, человек понимает, что эти дела никуда не ушли, их ему по-прежнему необходимо решить.

В чем суть.
В данной ситуации не соблюдается
принцип сопряжения, который гласит: каждая задача/проект от малого до большого должны сопрягаться с большой целью. Верно и обратное: никакие решения принимать нельзя, если они не сопряжены с большой целью, т.е. задачи/проекты, не сопряженные с большой целью - не имеют смысла, а значит превращаются в хаотичный набор малоперспективных действий. Далее приведу 2 примера...

Стратегия без тактики - это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии - это просто суета перед поражением.  
Сунь-Цзы
Стратегия без тактики - это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии - это просто суета перед поражением. Сунь-Цзы

Пример №1

Человек во время кризиса, в который попала его компания, может потратить год на то, чтобы "разгрести" свои текущие дела, бросив все свои силы на то, чтобы "удержаться на плаву". При наилучшем раскладе он и его компания стабилизируются, возможен небольшой прирост revenue, предположим +30%.

Здесь у человека на протяжении всего года была цель - выйти из кризиса, продержаться и увеличить revenue на 30%. Он и его команда сделала героический подвиг, после которого:

  • будет долго восстанавливаться физически и психологически
  • стратегия компании глобально не поменялась, а значит и тактика тоже, в ближайшее время неминуемо стукнет новый кризис, который может быть связан с:

а) изменившимся отраслевым трендом - необходимо определить, куда двигаться теперь - необходима новая стратегия

б) появлением более сильных конкурентов - необходимо вкладываться в имеющиеся параметры компании и улучшать их - пока непонятно, какие и как их определить - необходима новая тактика

в) появление вынужденной органичной корректировки ЦА - необходимо ее определить либо сузить - текущая структура компании не выдерживает на данный период работы по такой широкой ЦА, такого абстрактного позиционирования. Если ты для всех, то ты не для кого конкретно - необходима новая стратегия

г) предпочтения самого собственника изменились в неопределённую пока сторону - старая модель не нравится, а новой, которая нравилась бы пока нет - необходима новая стратегия.

д) прочие варианты возникновения кризиса, состоящие из системной ошибки, а вовсе не из-за структурной.

Системная ошибка

- ошибка на уровне системы, имеющая негативный отклик на общей эффективности компании, вызванная:

  1. отсутствием полноценных единиц компании
  2. отсутствием полноценных взаимосвязей между полноценными единицами компании, как прямых, так и косвенных
  3. отсутствием принципа сопряжения на всех этапах работы компании или отсутствием большой цели и миссии компании

Последний пункт является катализатором для появления 2-х предыдущих и является зоной ответственности собственника бизнеса или лица принимающего решения, потому что стратегия компания напрямую вытекает из личной стратегии лица принимающего решения.

Так же последний пункт является самым распространённым явлением, по причине которого большинство компаний не проходят или не переживают кризис.

MIROVOY club может помочь создать личную стратегию лица принимающего решения в компании.

Возвращаясь к человеку из 1-го примера - его выход из кризиса можно назвать условным, стратегические проблемы не решены, его и его компанию ждет новый кризис. В целом "выход" из кризиса дался потом, кровью и большими затратами ресурсов всех видов. Перспектива дальнейшего развития оставляет желать лучшего. Данное решение является скорее заплаткой на рану (структурное решение), нежели полноценным лечением (системное решение).

Пример №2

Тот же самый человек во время кризиса, в который попала его компания, сделал следующее:

  • сразу определил для себя реферные точки новой стратегии компании,
  • определил ее миссию,
  • большую цель,
  • а так же написал сам или с командой марафонскую и спринтерскую тактику, сопряженные с большой целью, которая, напомню, в свою очередь сопряжена с миссией компании, а значит и с миссией человека напрямую или косвенно
  • начал движение по новому маршруту, в каждой реферной точке корректируя деятельность компании в сопряжении с ее большой целью.

Через год компания и человек вышли на принципиально новый уровень по всем показателям, изменился статус компании на рынке, отголоски появления ближайшего кризиса не видны. Стоит ли говорить о психологическом состоянии человека. Все в полном порядке. Примерно такая картина стоит перед глазами у амбициозных, полных энтузиазма людей, у которых когда-то впервые появилась собственная гениальная бизнес-идея. Разница между этими 2-мя примерами очевидна.

Принцип сопряжения является основой тактического планирования и напрямую вытекает из стратегии компании или человека, как и сама тактика.
Нельзя рассматривать ситуацию без контекста.
Нельзя принимать решение, не ответив на вопрос: "Зачем?"
Нельзя отделять частное от общего.
Нельзя браться и, тем более, выполнять задачу или проект, если вы не знаете, в чем их глобальный смысл - какое место они занимают в общей картине.
Нельзя не иметь общую картину - она же стратегия.
Стратегия и тактика - есть дихотомия. Два противоположных друг другу процесса по своей сути. Они оба одинаково важны. Они оба взаимосвязаны.
Стратегия и тактика - подобны дуальной паре, где мужчина и женщина равны, но не одинаковы.

ВЫВОД

Чтобы найти верное решение в кризис и снизить вероятность ошибки до минимума, необходимо:

  1. поставить или актуализировать большую цель компании или человека.
  2. сопрячь с ней все текущие действия, задачи и проекты.
  3. регулярно задаваться вопросом: "А что я еще могу сделать в рамках моей ситуации, чтобы эффективно достичь мою цель? Какие минимальные, амбициозные и грандиозные шаги я мог бы в теории сделать?" т.е. задача: написать новую тактику в сопряжении с большой целью.
  4. при появлении тревожного состоянии всегда вспоминать свою большую цель и сопоставлять с ней свои текущие действия, проверять их на предмет актуальности относительно большой цели, т.е. задача: всегда быть в фокусе.
  5. перед выполнением проранжировать все дела по приоритетности относительно большой цели - приступить к выполнению в соответствующем порядке

Надеюсь эта статья была для вас полезной.

Рекомендую перечитывать статьи на этом канале.

Подписывайтесь, ставьте лайк.

Обращайтесь, если вам близка эта ситуация. MIROVOY club