Найти тему
Центр "Хризма"

«Ваше благородие, госпожа чужбина» — Выставка к столетию русской «белой» эмиграции в Болгарии

Столетию «белой» русской эмиграции в Болгарии посвящена открывшаяся в мае 2021 г. в Софии выставка, подготовленная Центральным государственных архивом с документами из его фондов, а также фондов государственных архивов Софии, Разграда, Торговище, Кырджали и Благоевграда. Документы и фото выставки охватывают довоенный период и отражают основные моменты прибытия русских беженцев, встречи их в Болгарии, адаптации в стране и вкладу в ее развитие представителей русского духовенства, представителей науки и культуры. Выставка сделана с большой любовью и знанием дела. В день ее открытия вице-президентом Болгарии Илияной Йотовой, руководством Гос. архива Болгарии и организаторами небольшой зал не смог вместить сразу всех посетителей, люди ждали своей очереди на ступеньках под дождем.

-2

С названием выставки «Ваше благородие, госпожа чужбина» согласиться трудно. Православная Болгария не стала чужбиной для русских эмигрантов, она не ощущается русскими таковой и теперь. Удивительные невидимые связи наших народов, их взаимная помощь друг другу на протяжении веков – то, что переходит в вечность и не может быть разрушено интересами временной политической конъюнктуры и мелочными выяснениями в прессе кто кого предал, кому остался должен и не проявил достаточной благодарности.

-3

Эпиграфом к выставке служит цитата из доклада Министерства иностранных дел Болгарии от 1923 г.: «Признательная русскому народу Болгария, хоть и маленькая по площади и населению и крайне обедневшая после войн, самым сердечным образом приняла многочисленных русских беженцев и сразу же занялась обдумыванием как им помочь».

Это сущая правда. Прием был наисердечнейший. И то в период, когда сама Болгария переживала национальную катастрофу по результатам Первой мировой войны. Согласно Нёйинскому мирному договору страна потеряла одну десятую своей территории и одну седьмую своего населения. Западные окраины и Македония отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев, Западная Фракия передавалась Греции (потеря выхода к Эгейскому морю), а Добруджа – Румынии. Численность регулярной армии сокращался до 33 тысяч (численность сухопутных вооружённых сил, включая 20 000 — армия, 10 000 — жандармерия и 3 000 — пограничников), страна должна была выплатить огромную контрибуцию деньгами, сельскохозяйственным скотом, зерном, овощами и фруктами и безвозмездными поставками 50 тыс. тонн угля. Болгария наполнилась собственными беженцами с отчужденных территорий, в стране появилось множество своих военных инвалидов, вдов и сирот.

Поток беженцев из России в Болгарию начинается в 1919 г. с 1000 человек. Всего за несколько лет их количество достигает 35 тысяч. Вместе с гражданскими, прибывшими самостоятельно, с мая 1921 г. из Греции и Турции поэтапно начинают прибывать военные – около 20 000 человек из частей армии барона П. Н. Врангеля. Часть беженцев продолжает свой путь дальше, в Югославию и Западную Европу. В середине 20-х годов в Болгарии остается около 20 000 человек.

Решением правительства Болгарии в 1921 г. был учрежден Комитет по делам русских беженцев и выделены государственные средства на обеспечение прибывших кровом и питанием. В помощи русским беженцам с самого начала активно участвовала Болгарская Православная Церковь. Будущий экзарх, а в 1920-ом г. – архимандрит, протосингел Софийской митрополии Стефан (Шоков) участвовал в создании Русско-болгарского культурно-благотворительного комитета- первой значительной общественной организации помощи русским беженцам. Он же способствовал получению Болгарией так называемого беженского займа, что значительно облегчило положение переселенцев. Так же Окружным посланием Св. Синода были созданы епархиальные комиссии по сбору средств для русских беженцев. 17 июня 1922 г. Болгарский Синод призвал возносить за богослужениями молитвы за русский народ и Русскую Церковь, а в 1923 г. отправил болгарскому правительству и ряду влиятельных международных организаций послание с просьбой содействовать прекращению гонений на христиан в Советской России и освобождению Патриарха Тихона из-под ареста.

Русская эмиграция этой волны, условно называемая «белой», была многосословной: интеллигенция, мелкая буржуазия, мастеровые, рабочие и крестьяне, множество детей и учащихся. Многие из прибывших не имели средств к существованию и начали свою жизнь в Болгарии с тяжелой работы. Но уже через 10 лет на работу в стране были назначены 120 русских врачей (для справки: болгарских врачей на момент прибытия русских беженцев приходилось по одному на 10 000 населения), 380 учителей, 35 профессоров, 160 юристов, 55 агрономов. Были созданы 100 русских общественных организаций, в уставах многих из них значилось: «сохранение русской национальной идеи и подготовка эмигрантов для политической, хозяйственной и культурной деятельности в будущей возрожденной России». В том, что Россия возродится, сомнений не было. С 1921 по 1939 в Болгарии издавалось 87 эмигрантских газет и журналов. Были открыты русские школы и гимназии, знаменитый лицей Варвары Павловны Кузьминой, детские дома и детские сады, русские дома инвалидов войны в нескольких городах Болгарии, русские больницы. Близость русского и болгарского языков, православная вера и добрые чувства болгар к русским эмигрантам сыграли важную роль в адаптации русской диаспоры на новом месте, в научном и культурном развитии Болгарии. Русским профессорам и преподавателям Софийского университета с 1920 по 1930 г. разрешалось преподавание на русском языке, а студентам – сдача экзаменов на русском.

Русская эмиграция, весомую часть которой составляли священнослужители, преподаватели богословия, монахи и активные миряне, внесла заметный вклад в жизнь и деятельность Болгарской Православной Церкви. В Болгарии оказалось несколько русских иерархов. Управляющим русскими церковными общинами был назначен епископ Лубенский (позднее – архиепископ Богучарский) Серафим (Соболев), ныне – широко известный и почитаемый в Болгарии святой чудотворец, канонизированный в 2016 г. двумя Поместными Православными Церквами – Русской и Болгарской. Духовное чадо преподобного Анатолия (Потапова) Оптинского, получивший благословение на монашеский путь от св. Иоанна Кронштадтского, святитель Серафим (Соболев) был выдающейся фигурой русской эмиграции, подвижником благочестия и борцом за чистоту православия, примером архипастыря, оставившим значительный след в истории Болгарской Церкви, множество последователей, духовных воспитанников, в том числе среди болгарских пастырей и архипастырей, а также исключительно важных богословских трудов.

Епископ (позднее – архиепископ) Царицынский Дамиан (Говоров) в 1923 г. основал в Болгарии Богословско-пастырское училище при монастыре святых Кирика и Иулитты в окрестностях Пловдива. Обучение проводилось по программе дореволюционных русских Духовных семинарий и продолжалось три-четыре года, преподавателями были русские богословы. Несмотря на скудость средств, училище воспитало не одно поколение священников, а его учащимися были болгары и русские студенты из Болгарии и других стран Европы и даже Северной и Южной Америки.

С 1925 по 1931 в Болгарии проживал и окормлял множество православных архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров). Заметной фигурой русской эмиграции являлся бывший глава российского военного и морского духовенства протопресвитер Георгий Шавельский.

Многочисленное, образованное и активное русское священство зачастую выступало инициатором и двигателем многих важных духовных процессов, содействовало развитию монашества, богословской науки, созданию духовных учебных заведений.

Значительный вклад в развитие духовного образования в Болгарии внесли русские ученые-богословы: член-корреспондент Российской Академии Наук, бывший член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде, профессор Петербургской духовной академии знаменитый экзегет, патролог и историк Церкви Николай Никанорович Глубоковский. В число первых избранных профессоров Богословского факультета Софийского университета кроме Н. Глубоковского входил также бывший профессор Петербургской духовной академии, библеист и законоучитель дочерей императора Николая II Александровича протоиерей Александр Петрович Рождественский. С 1924 г. и до своей кончины профессорскую кафедру истории Древней Церкви занимал бывший профессор Киевской духовной академии Михаил Эммануилович Поснов. На Богословском факультете Софийского университета преподавали в разные годы о. Георгий Шавельский, профессор М.В. Зызыкин и доцент С.В. Троицкий. В Пловдивской духовной семинарии преподавали шесть русских эмигрантов: Н. Никитюков, профессор М. Поснов, о. Михаил Шишкин, М. Калнев, И.Чаусов и В. Иваницкий, причем первые двое преподавали также в Софийской, а последние двое – в Бачковском священническом училище.

Преподаванию Закона Божьего в русских учебных заведениях придавалось особое значение, оно было обязательным в школах, гимназиях, а также в русских военных училищах: Константиновском (г. Горна Джумая – нынешний Благоевград), Александровском, Корниловском и Донском атаманском (г. Ямбол), Сергиевском артиллерийском (г. Нова Загора), Николаевском (с. Княжево в окрестности Софии) и Кубанском Алексеевском (г. Тырново-Сеймене, ныне – Симеоновград). Некоторые русские учебные заведения имели свои домовые церкви или часовни. Например, Военное училище Войска Донского в Ямболе, Русский лицей новых языков В.П. Кузьминой в Софии (законоучителем лицея и настоятелем ее храма был протоиерей Георгий Голубцов), русская гимназия в Шумене.

Святейший Синод Русской Православной Церкви не признавал схизму наложенную в 1872 г. на Болгарскую Православную Церковь Константинопольским Патриархатом, с 1880 по 1915 г. снабжал ее Миром, но избегал евхаристического общения. Синод Болгарской Церкви позволил создание самостоятельных в юрисдикционном отношении общин и монастырей, вошедших позднее в состав Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). А в декабре 1921 г. были признаны права РПЦЗ на существование самостоятельной епископии в Болгарии. Русские храмы и монастыри были в Болгарии и до 1917 г.: Посольский храм свт. Николая Чудотворца в Софии, храм-памятник Рождества Христова возле деревни Шипка, русский мужской монастырь Святого Спаса в окрестностях Ямбола. С прибытием в Болгарию множества русских беженцев в стране образовалось девять русских приходов. Главным храмом русской диаспоры стал софийский Никольский храм, среди его прихожан были и болгары. В Пловдиве русскому приходу предоставили в пользование болгарскую церковь св. Димитрия Солунского, семитысячной русской колонии в Варне также была предоставлена болгарская церковь.

Болгарская Православная Церковь испытывала недостаток священников, особенно – образованных и охотно назначала русских на болгарские приходы или преподавателями духовных учебных учреждений. В приходах Болгарского Экзархата служили более 100 русских священников и диаконов, только в Пловдивской епархии до 1944 г. их было 35. Проблема схизмы оставалась только на уровне иерархов, но 22 октября 1924 г. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах разрешил русским архиереям совершать литургию совместно с болгарскими иерархами. Доказательством восстановления евхаристического общения стало совместное освящение архиереями двух Церквей кафедрального собора св. Александра Невского в Софии 12-14 сентября 1924 г.

Тема глубокого следа, оставленного русской церковной эмиграцией в Болгарии, к сожалению, является в основном достоянием академических кругов и мало известна православным в России. И речь здесь не об очередном поводе для гордости или укора якобы неблагодарным «братушкам», а о бесценных сокровищах дореволюционной России, которые так нужны современной России.

Автор - Янина Алексеева.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц