"Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща" (Прокопий Кессарийский, История войн. Война с готами).
Демократия была у них в крови
Эта фраза Прокопия Кессарийского, написанная в 6 веке, не оставляет сомнения в том, что на ранних стадиях развития славяне были сторонниками демократических форм правления.
В другом месте Прокопий пишет, как некий пленник решил выдать себя за римского военачальника Хильбудия, бывшего по происхождению славянином. Узнав об этом, на общий совет "стали собираться почти все анты, [ибо] они, - указывает Прокопий, - считали это общим делом...".
Как видим, славяне даже на уровне племенного союза не имели князей, а важные вопросы решали сообща на общем сходе.
Природную склонность к свободе у славян подчёркивает также Маврикий Стратег в конце 6 века. "Племена славян и антов, - пишет он, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране". В другом месте автор добавляет: "Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах".
Будь у славян 6 века цари с дружинами и ополчением, они, как раз, и были бы приспособлены сражаться в правильной битве, ибо там, где цари или князья, всегда есть военная организация.
А как же король антов Бож?
Некоторым может показаться, что точку зрения Прокопия и Маврикия Стратега опровергает готский писатель Иордан. Он описывал случай, как в начале 5 века немец Германарих разбил антов и "распял короля их Божа с сыновьями его и семьюдесятью старейшинами".
Что ж, Бож, действительно, назван королём. Но обратите внимание, при настоящих королях не бывает старейшин, а при Боже их было целых 70! Шла война и Бож, скорее всего, был исполняющим обязанности главнокомандующего антов, демократически избранным этими же старейшинами. Нельзя исключать, что он временно узурпировал власть, но это исключение лишь подтверждает правило.
Согласно Иордану, славяне жили "в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга", и часто меняли "места жительства". Для царской власти это неприемлемый вариант. Цари живут в городах, а население концентрируется вокруг них. А вот "народоправство" хорошо себя чувствует в "жалких хижинах" в условиях разобщённости.
Что переменилось через 300 с лишним лет
Прошло более 300 лет, наступил 10-й век. А что же славяне, изменили своим политическим привычкам? На этот вопрос даёт нам ответ арабский географ Ибн Русте. О славянах он пишет так:
"Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. ... И упомянутый глава, которого они называют "главой глав", зовётся у них свт-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником)".
Теперь у славянских племён есть высшие правители "свет-малики", но они подозрительно похожи на Анта с его старейшинами. Такая же система отношений - родовые старцы (главы или жупаны (они же супанеджа Ибн Русте)) избирают старшего над собой (главу глав) и слушаются его, пока не выберут нового. Это, собственно, и есть древняя славянская демократия всё с той же выборностью главы племенного союза.
На арене появляются русы
Так бы, наверно, славяне и развивали свою доморощенную "власть народа", если бы на горизонте исторических событий не замаячили русы. Много интересного мы узнаем о них из того же Ибн Русте. Применительно к началу 10 века он пишет об этих людях, что они занимают огромный остров "протяжённостью в три дня пути", намекая тем самым на их большую численность. Далее самое интересное:
"Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян".
Русы "храбры и могущественны, - продолжает Ибн Русте, - и если нападают на другой народ, то не отступают, пока не уничтожат его полностью. Побеждённых они истребляют или обращают в рабство". Против врага русы всегда "выступают единодушно..., пока его не победят".
У русов, согласно Ибн Русте, "много городов, и живут они привольно". Наконец, у них есть царь, который вершит над ними суд.
Куда подевалась славянская привычка к демократии
В названии статьи утверждается, что братья-славяне променяли древнее народовластие на диктатуру русских князей, но это не так. Вспомните Ибн Русте с его словам, что русы нападают на славян и забирают их припасы, и что, если русы кого-то задумают поработить, то не отступят, пока не добьются цели.
Славянские демократические политии были уничтожены русами и присоединены к их растущему государству. Подтверждение этому находим в Повести временных лет. Вот в 862 году Рюрик, не успев появиться, захватывает Ладогу и Новгород, его братья занимают Белоозеро и Изборск. От этих варягов, пишет летописец, начинается "Русская земля". Только забывает добавить, что начинается она на славянской (и финской) земле.
В том же году русо-варяги Аскольд и Дир завоёвывают Киев. В 882 году Олег присоединяет к русским владения Смоленск с кривичами и сажает у них править своих мужей. Через год он покоряет крупнейший Древлянский племенной союз, а на следующий год побеждает северян. В 885 году ему покоряются радимичи.
"И владел Олег полянами, - констатирует летописец, - и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал". Потом русы покорили и уличей, и тиверцев, и даже свирепых и гордых вятичей.
Итог
Вместе с завоеваниями славяне теряли политическую самостоятельность, превращаясь сначала в "пактиотов" руси, а потом целиком вливаясь в Древнерусское государство. Русы строили у них новые города и сажали в них своих наместников. Когда не в меру расплодились Рюриковичи, они стали княжить в славянских землях, избавились от славянской родовой знати и установили порядки, в которых выборно-вечевая система была сильно ограничена.
Стали формироваться новые политические традиции, в которых высшая военная знать, представленная русами, играла важнейшую роль. Славянская же масса, в основном, занималась хозяйственной деятельностью и к управлению практически не допускалась.