Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856).
Строительство корабля началось 4 июня 1897 года (124 года назад) в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи Новое адмиралтейство. Крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая 1900 года, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.
Тактико-технические характеристики
- Длина корабля - 126,7 м;
- ширина - 16,8 м;
- полное водоизмещение - 6 тыс. 731 т;
- осадка - 6,4 м;
- три паровые машины суммарной мощностью 11 тыс. 600 лошадиных сил позволяли кораблю развивать скорость в 19,2 узла (35,5 км/ч);
- экипаж - 570 человек, из них 20 - офицеры;
Боевое крещение "Аврора" получила во время Русско-японской войны - она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на "Авроре" были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.
7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел "Авроры" стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.
После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия "Авроры" приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия.
В октябре 1948 г. "Аврору" после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея.
Несколько раз музей и сам крейсер закрывали, ставили на ремонт. И сейчас с 2016 года обновлённая "Аврора" вновь принимает гостей на свой борт.
Доброго здоровья и долгой жизни и службы тебе, "Аврора"!
Источник: https://tass.ru/info/3457704