В 1989 году автоконцерн ВАЗ решил отправить ВАЗ-2121, более известный как «Нива», на испытания в экстремальных условиях Антарктиды. В 1990 году серийная машина, прошедшая небольшую техническую доработку, была отправлен на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен», став, как утверждают источники, первым колесным транспортным средством, работающим в Антарктиде.
В каких условиях проходили испытания
В 1989 году руководством Волжского автомобильного завода было принято решение о проведении длительных испытаний автомобиля ВАЗ-2121, более известного как «Нива», в экстремальных условиях Антарктиды. Уже через год серийную машину с небольшими наработками для условий крайнего Севера направили на станцию «Беллинсгаузен» к российским полярникам.
Так Нива стала первым автомобилем в Антарктиде. До 1990 года на «Беллинсгаузен» не заезжал ни один колесный транспорт, что не удивительно: в большинстве случаев к полярникам летали на вертолете, отправляя необходимую еду, медикаменты и другие нужные вещи.
Некоторое время машина проходила испытания: при температуре от –54 до +4 градусов на автомобиле проводили перевозку различных грузов (полярники даже транспортировали на Ниве научное оборудование, которое было необходимо перевозить максимально аккуратно).
Когда стало понятно, что внедорожник может справиться с перевозкой любых грузов даже в условиях низких температур, было решено направить Ниву на ещё более тяжелую работу: теперь автомобиль буксировала суда и стала помогать в оказании медицинской помощи. Кроме того, машина постоянно с гордостью встречала гостей, прибывающих на Антарктиду, и обеспечивала связь между соседними полярными станциями.
Чем выигрывала Нива
Стоит сказать, что наша Нива, проходящая испытания в Антарктиде, была ярко-красного цвета. Ее было видно издалека, что важно в условиях, когда на многие километры все белым-бело от снега и льда.
Как только официальные испытания были закончены, ученые-полярники попросили оставить автомобиль на станции: Нива оказалась незаменимой в условиях вечной мерзлоты. После этого станции в Антарктиде, где работали иностранные исследователи, тоже стали завозить внедорожники, обычно американские. Однако, последние работали на крайнем севере не больше 5 лет, после чего шли в утиль, а российской Ниве удалось отработать в Антарктиде целых 15 лет!
Почему именно нашему автомобилю удалось прослужить настолько долго? Можно назвать сразу несколько причин долгожительству Нивы в Антарктиде:
- В условиях выживания наш человек может починить все, что угодно. Чем и занимались российские полярники, понимающие, что машина у них одна, и если они ее потеряют, то другого средства передвижения у них не останется. Второй автомобиль никто присылать не собирался, поэтому в условиях безысходности приходилось работать с тем, что есть. К слову, для работы у наших полярников был только первоначальный комплект запчастей, который вместе с машиной прислал завод. В течение 15 лет дополнительно привозили только масло, фильтры и другие расходные материалы.
- Также автомобиль хранился в неотапливаемом гараже, где температура воздуха никогда не поднималась выше +5 градусов. Постоянное воздействие холода позволило замедлить коррозию кузова, благодаря чему Нива продержалась 15 лет и могла бы продержаться еще дольше.
За это время машине удалось пересечь более 40 тысяч километров. В мае 2005 года Ниву вернули на родину. Насколько известно, автомобиль и сейчас находится на ходу, увидеть его можно в заводском музее АвтоВАЗа. До возвращения «старушки» обратно, в 2004 году станции «Беллинсгаузен» была подарена новая модель — «Шевроле-Нива», которая и сейчас используется полярниками.
Письмо АвтоВАЗу от российских полярников
Через 11 лет верной службы «Нивы» на благо науки и пропаганды советского образа жизни (тольяттинский автомобиль стал первым в мире колесным транспортным средством, применявшимся для сообщения между полярными станциями на Южном полюсе) на «АвтоВАЗ» пришло письмо от российских полярников с благодарностью «за продукцию завода».
В нем российские ученые благодарили автомобильный завод за чудесный автомобиль, который смог облегчить их жизнь в условиях крайнего Севера.
А вы бы решились покататься по Антарктиде на нашей Ниве? Напишите в комментариях.