Переночевав в Нижнем Намадгуте (Намадгут Боло) у гостеприимных хозяеев хоум-стея под стенами древней крепости Каах-Кха кушанского времени, где-то в обед я отправился в Ишкашим сделать кое-какие дела. По пути остановился у АЗС в урочище Кафир-Кала чуть не доезжая кишлака Рын в слабой попытке найти и посетить крепость Рын, она же Кафир-Кала. Владелец АЗС подтвердил версию, что от крепости осталась пара камней и ради них карабкаться на гору с неясным результатом мне не захотелось.
Кафир-Кала распространенный на Памире топоним. Переводится как Крепость неверных и восходит к тем временам, когда ислам начал свое победное шествие по Памиру. Как правило, такие крепости окружают легенды о том, что в них жили злые язычники, огнепоклонники. На этом фоне интересна крепость Каах-Кха являющаяся полной противоположностью. В современном эпосе она наоборот воспринимается как форпост противостояния арабскому нашествию.
Им на смену подошла другая машина.
Мне бензин был без надобности. Помятуя о том, что нормальный бенз на Памире можно купить только в Хороге и в Мургабе на проверенных АЗС, моя Белка была превращена в бензовоз и в ней плескалось 120 литров неплохого 95-го хорогского разлива, но неизвестного происхождения, за минусом потраченного на дорогу до Ишкашима.
И только тут, глядя как это делают другие, я обратил внимание на особенность этой заправки.
Процесс заправки на Памире в основном выглядит так. Насосом топливо подается в мерную тару: молокомер, ведро, канистру, ПЭТ-баллон или лодочный бак. А уже оттуда переливается в бак автомобиля. Помните как заправлялись при Советской власти ведром? В Мургабе мне довелось вспомнить этот давно забытый способ. Все дело в том, что даже если на АЗС имеется некое подобие колонки, как правило счетчик отпущенного горючего в ней не работает, только насос. А иногда бензин и вовсе течет самотеком из цистерны или двухсотлитровой бочки.
А теперь обратим внимание на мерную тару. В нашем случае для более точного отсчета горючего служит достаточно редкий 10-литровый алюминиевый молокомер советского производства с воткнутой в него почти ведерной воронкой. Я заинтересовался его происхождением.
Согласно клеймам молокомер изготовлен в 1956 году предположительно на Механическом заводе (МЗ) в г.Чкалов. Вполне возможно, что это было одно из промежуточных названий Оренбургского машиностроительного завода (с 1961 года) и по сей день делающего ракеты, в т.ч. по российско-индийскому проекту "Брамос", чьи фото нашей пропагандой успешно выдаются за новейший российский гиперзвук, "способный менять траекторию по направлению и высоте" и до которого нам как до Китая...
Молокомер изделие номерное был исчислен за номером 3567. Кроме того на его корпусе имеется клеймо, похожее на штамп ОТК с неразборчивым сочетанием букв и цифр.
Судьба молокмера оказалась нелегкой. По всей видимости он подвергался ремонту в районе носика, по венчику и в районе основания ручки с помощью ручной аргоно-дуговой сварки. Причем качество сварки было сильно так себе. А вот носик и поверхность под ним были упрочены явно в заводских условиях сварчным автоматом. Как прикреплено дно я не понял. Тоже что ли сварка? Но почему такого качества? Или алюминиевый сварной шов сильно битый и создается определенная иллюзия? В любом случае интересно, что то изделие которое в наших широтах давным давно сдали в металлолом на Памире до сих пор эксплуатируют, подвергнув капитальному ремонту. Более того, это не единичный случай. В Мургабе я сам заправлялся с помощью аналогичного молокомера. Тут я задумался. Бывают или нет бензиномеры? Интересно, где они его ремонтировали? Неужели на Памире есть аргон?
Для сравнения АЗС в Рошткале по другую сторону Ишкашимского хребта. Здесь АЗС представляет собой бензовоз на базе ЗИЛ-130 со снятыми колесами.
Продают солярку по цене 8,8 сомони за литр (58,7 руб.) и что-то еще без названия по цене 7,6 сомони за литр (50,7 рублей). Подозреваю что это "просто бензин". Как два сорта горючего в одной цистерне не смешиваются для меня загадка. Разливают через шланг с помощью уже знакомой нам воронки и молокомера.
В Хороге встречаются конечно и обычные АЗС, но они не так интересны.
Отстав от молокмера я посмотрел вдаль в сторону скрытого за мысовидным останцем левого берега Пянджа афганского Ишкашима в надежде увидеть Калаи-Ишкашим или Ишкашимскую крепость.
Но тщетно, ничего с этой точки не видно, однако на нашем берегу тоже есть что-то примечательное. Об этом в следующей части.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. чтобы не пропустить продолжение
И на последок скажите, вот вы бы на какой АЗС стали заправляться, с молокомером или без?