Абу Михнаф пишет в книге «аль-Джамаль»:
«После убийства Усмана большая группа мусульман собралась в мечети. Их целью было назначение нового халифа. Выдающиеся представители ансаров и мухаджиров, такие как Аммар б. Йасир, Абу-ль-Хайсам б. Тайхан, Рафа’а б. Рафи’, Малик, Аджлан, Абу Айуб аль-Ансари и другие пожелали принести присягу Достопочтенному Али. Аммар встал и сказал:
«Вы видели предыдущего халифа. Если вы не будете действовать быстро, ваш исход будет точно таким же. Али является наиболее достойным для этого. Все мы знаем его достоинства и прошлые заслуги».
В ответ на это люди сказали:
«Мы согласны на его покровительство и халифат». Тогда все присутствующие встали и направились к дому Достопочтенного Али»[1].
Достопочтенный Али описывает, как к его дому пришло скопище людей:
«Они столпились, подобно тому как толпятся у водопоя верблюды, освобожденные пастухами от стреноживавших их пут и предоставленные самим себе. Они напали (на дом), обтирая друг другу бока, так что я даже подумал, что они либо убьют меня, либо перебьют друг друга прямо передо мной»[2].
«…Ничто не могло подавить так, как стечение вокруг меня народа, подобного шерсти на загривке гиены. Друг за другом они со всех сторон навалились на меня, что Хасан и Хусейн чуть не были сбиты с ног. Они столпились вокруг меня подобно стаду овец. В этой суматохе у меня даже порвалась одежда»[3].
Достопочтенный Али не был настроен на халифат, но он понимал, насколько критическим является было положение. Он сказал группе людей, которые пришли к нему, чтобы принести присягу:
«Я не нуждаюсь в предводительстве над вами. Избирайте того, кого пожелаете. Я буду согласен. Для меня лучше быть советчиком, чем правителем»[4].
Однако народ настоял. Тогда Имам Али (АС) сказал:
«Если я соглашусь на то, что вам угодно, то буду править вами так, как я сам знаю. Если вы оставите меня, то я такой же, как и вы. Знайте, кому вы дадите власть, того вы больше всех и слушаете, тому вы больше всего подчиняетесь»[5].
Когда толпа стала настаивать, Достопочтенный Али принял халифат. Причину этого он объяснил следующим образом:
«Клянусь Аллахом, что я принял халифат только потому, что испугался, что один крупный баран из числа Омейядов возглавит умму и станет играть с Книгой Аллаха»[6].
Чуть позже Достопочтенный Али направился вместе с большой группой людей к мечети. Там мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Первыми Достопочтенному Али присягнули Талха и Зубайр. Однако некоторые не пожелали присягать Имаму, хотя таковых можно было пересчитать по пальцам:
Мухаммад б. Маслама, Абдаллах б. Умар, Усама б. Зайд, Са’д б. Аби Ваккас, Ка’б б. Малик, Абдаллах б. Салам, Маслама б. Мухаллад, Ну’ман б. Башир, Мугира б. Шуба, Сухайб б. Синан, Абу Суфьян, Рафи б. Хадидж и Абу Саид аль-Худри[7].
Присяга народа Имаму Али состоялась 25 дня месяца Зу-ль-Хиджа.
Когда халиф был избран, он произнес первую проповедь:
«Аллах ниспослал книгу, которая ведет к истинному руководству. Он разъяснил в ней добро и зло. Возьмите добро и оставьте зло. Исполните повеления, которые Аллах сделал для вас обязательными, чтобы Он ввел вас в рай. Аллах сделал для вас запретными (харам) некоторые вещи, которые вам неизвестны. Он поставил права мусульман выше всех этих запретных вещей. Повелел быть искренними друг с другом и сохранять единство. Мусульманин, за исключением тех случаев, когда имеются истинные причины, находится в безопасности от языка и руки другого мусульманина.
Не дозволяется мучить мусульманина, если он этого не заслуживает. Соблюдайте всеобщие права. Люди стоят перед вами. А у вас за спиной суматоха, которая вам угрожает. Облегчайте свою ношу, и вы быстрее достигните своих предшественников, потому что люди ждут тех, кто придет после них. Бойтесь Аллаха в том, что касается рабов и городов. Вы будете спрошены за все вплоть до земель и животных. Повинуйтесь Аллаху. Не выступайте против Него. Когда вы видите добро, берите его. Когда вы видите зло, оставьте его. «Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле»[8] (сура «аль-Анфаль», аят 26).
Принесение Достопочтенному Али присяги происходило при участии и согласии всего народа. Достопочтенный Али так описывает скопление людей, возникшее во время церемонии принесения присяги:
«Развязались завязи на обуви. Накидки упали с плеч. Немощные оказались под ногами. Народ настолько жаждал присягнуть мне, что даже дети радовались этому, даже немощные старики пришли ко мне, чтобы принести мне присягу, а молодые девушки приоткрывали покрывала на своих лицах, чтобы рассмотреть картину принесения присяги»[9].
После избрания Достопочтенного Али на пост халифа среди Омейядов началось смятение. У этого беспокойства были, как политические, так и экономические причины.
Они понимали, что лишатся всех экономических возможностей, наместничества и прочих постов, которые они приобрели в период правления Усмана, потому что Достопочтенный Али непременно собирался вести политику в интересах бедноты, опираясь на справедливость и равенство.
Во время принесения присяги представитель Омейядов Валид б. Укба сказал Достопочтенному Али:
«О Али! Ты навредил нам всем. Во время битвы при Бадре ты убил моего отца, когда его руки были связаны. В той же самой битве ты убил отца Саида. Отца Марвана ты унизил, а когда Усман привез его в Медину, ты обвинил его за это. Мы принесем тебе присягу, если ты заранее дашь слово, что не прикоснешься к накопленному нами имуществу и имеющемуся у нас богатству, а также накажешь убийц Усмана».
Достопочтенный Али очень разгневался из-за этих слов и сказал:
«Ты сказал, что я причинил вам вред, хотя все сделанное с вами было продиктовано повелением Аллаха. Вы пожелали, чтобы я не тронул приобретенного вами имущества. Оставить вам то, что причитается Аллаху, было бы превышением моих полномочий. Что касается того богатства, которым вы сейчас располагаете, то знайте, что в вопросе имущества, принадлежащего Аллаху и мусульманам, будет установлена справедливость. Вы поставили мне условием наказание убийц Усмана. В таком случае, если я накажу их сегодня, то завтра буду вынужден воевать с ними. Я могу лишь дать слово, что буду править вами на основе Книги Аллаха и сунны Пророка, а кто недоволен истиной, того ложь сделает еще более недовольным. Несмотря на это, все вы свободны. Вы можете идти, куда пожелаете»[10].
Некоторое время спустя Достопочтенный Али завладел всем оружием, которое было в доме Усмана, а перед этим забрал у них стада, собранные в качестве закята[11].
Как сказано в «аль-Мурудж аз-захаб», он также забрал те земли, которые Усман распределил между своими родственниками[12].
[1] Шарх Нахдж аль-балага, т. 4, с. 8.
[2] Нахдж аль-балага, хутба №54.
[3] Нахдж аль-Балага, хутбат аш-Шикшикийа.
[4] Тарих-и Табари, т. 3, с. 450.
[5] Тарих-и Табари, т. 3, с. 450.
[6] Ансаб аль-ашраф, т. 1, с. 157.
[7] Тарих-и Табари, т. 5, с. 153.
[8] Тарих-и Табари, т. 5, с. 458-559; Шарх Нахдж аль-Балага, т. 4, с. 8-9.
[9] Нахдж аль-Балага, хутба 224.
[10] Аль-Йа’куби, ат-Тарих, т. 2, с. 154-155.
[11] Аз-Зубайри, Китаб ан-насаб Курайш, с. 139-140; аль-Мубаррад, аль-Камиль, т. 2, с. 240.
[12] Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 362.
Др. Хайдар Баш
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"