В конце 60-х и на протяжении всех 70-х годов Джимми Пейдж своими вдохновенными и до бессовестности гениальными гитарными достижениями в The Yardbirds и Led Zeppelin помог сформировать и определить будущее рок-н-ролла. Однако в предшествующие годы он уже оказал существенное влияние на звучание популярной музыки благодаря сотням, а возможно, даже тысячам сессий звукозаписи во многих студиях, разбросанных по Лондону, на которых он порой присутствовал как анонимное лицо.
Пейдж был настоящим человеком эпохи Возрождения, у которого не было особых проблем с любым музыкальным стилем, который попадался ему на пути, будь то джемы с The Kinks, The Rolling Stones или The Who, блюз с Отисом Спанном или создание основы для поп-хитов Марианны Фейтфулл и Ширли Бэсси. И хотя полный объем сессионной дискографии Пейджа, возможно, никогда не будет известен, убедительных примеров, чтобы доказать значимость ранних работ будущей иконы, более чем достаточно. Как он сам позже вспоминал:
"Моя сессионная работа была бесценна. В какой-то момент я играл по крайней мере три сессии в день, шесть дней в неделю! И я редко когда-либо знал заранее, что буду играть. Иногда я записывался с группой, иногда я мог писать музыку для фильмов, и это мог быть фолк. Я мог соответствовать всем этим различным ролям и стилям. Но я многому научился даже на своих худших сессиях – и, поверьте мне, я играл на некоторых ужасных вещах".
Он порой и сам уже не помнит где, что и с кем записывал, но в представленном материале его участие бесспорно. Вот ряд треков, которые обязан знать каждый почитатель его таланта.
Jet Harris and Tony Meehan, "Diamonds" (1963)
Самая первая запись, на которую был приглашен Джимми Пейдж, была "Diamonds", инструментальная композиция бывшего басиста The Shadows Джета Харриса. В то время Пейдж все еще пытался пробиться в качестве студента в Художественном колледже Саттона в своем родном городе Суррей. Он только отыграл концерт на гитаре в "Marquee Club" недалеко от центра Лондона, как ему стали поступать предложения проявить свои замечательные таланты в студии звукозаписи.
В "Diamonds" в то время как Харрис с помощью своего "Fender Jaguar" в сопровождении своего бывшего товарища по The Shadows Тони Михана на барабанах отрабатывает партии электрогитары, Пейджа ведет мелодическую линию, сохраняя ритм на акустике. Когда "Diamonds" дебютировал в январе 1963 года, сингл ошеломил почти всех, заняв первое место в Великобритании всего месяц спустя. Он будет удерживать эту позицию в течение трех недель подряд. И почти в мгновение ока Пейдж стал вдруг очень востребованным персонажем в студийном мире.
Carter Lewis & The Southerners, "Your Momma's out of Town" (1963)
По началу Пейджа в основном вызывали на сессии в качестве "страховки" в тех случаях, когда записывающемуся артисту требовалась замена или второй гитарист. Во второй раз он сработал для Картера Льюиса и группы Southerners, создавших песню "Your Mama Out of Town", которая одно время даже возглавляла британские чарты.
Видео с ютуб-канала J. Lauschner
Ширли Бэсси, "Goldfinger" (1964)
Заглавный трек из третьей серии фильмов о Джеймсе Бонде, написанный в 1964 году, был основан на песне "Moon River", которая в свою очередь сама являлась музыкальной темой фильма "Завтрак у Тиффани". Ширли Бэсси, которая в последующие годы будет озвучивать еще две темы в фильмах о Бонде, была привлечена для исполнения песни композитором Джоном Барри после того, как тот сопровождал Бэсси в ее гастрольном туре по Великобритании в 1963 году. Вклад Пейджа в аранжировку вы можете уловить, выделив из всех инструментов его акустическую гитару, которая помогает продвигать ритм песни вперед.
Видео с ютуб-канала James Reed
The Nashville Teens, "Tobacco Road" (1964)
Несмотря на свое название, The Nashville Teens на самом деле были не американцами, а англичанами из родного городка Пейджа, Суррея. Группа, появившаяся в 1962 году, как и многие другие коллективы той эпохи, проявила себя, сопровождая на гастролях по Европе таких американских музыкантов, как Джерри Ли Льюис и Карл Перкинс. Их даже можно было услышать на основополагающем альбоме Льюиса "Live at the Star Club", выпущенном в 1964 году. Естественно, вскоре после этого тем же летом TheNashville Teens решили заявить о себе и самостоятельно, записав в качестве дебютного сингла свой самый большой хит в карьере, "Tobacco Road". А Джимми Пейджа на запись для создания фирменного риффа трека пригласил его будущий менеджер и продюсер The Yardbirds Мики Мост.
Отис Спанн, "Stirs Me Up" (1964)
Отис Спанн был одним из величайших блюзовых пианистов, когда-либо живших в послевоенном Чикаго. Но, как и многие его современники, такие как Сонни Бой Уильямсон II и Хаулин Вольф, когда в Америке в начале 60-х годов стал "выветриваться" блюз, он был почти вынужден эмигрировать в Европу, где была свежая, молодая аудитория, готовая принять его с распростертыми объятиями. Трек "Stirs Me Up" 1964 года является очень необычным в каталоге сессий Пейджа, потому как в нем он играет на губной гармонике, а не на гитаре. А об аккомпанементе песни на шестиструнной гитаре позаботился здесь некий Эрик Клэптон.
Видео с ютуб-канала Marc Diabolik
Дэйв Берри, "The Crying Game" (1964)
В Англии с начала и до середины 60-х годов, когда продюсеру требовалось нанять музыканта для игры на гитаре, звонок обычно поступал одному из двух человек: "маленькому" Джиму (Пейджу) или "большому" Джиму (Салливану). Этот поп-хит Дэйва Берри, который достиг пятой строчки в чартах, является одним из многих, в которых участвовали оба исполнителя: Пейдж занимался акустикой, а Салливан – электрогитарой. Двое музыкантов оставались друзьями еще долго после окончания сессионного этапа в жизни Пейджа, и Большой Джим даже одолжил Пейджу свой драгоценный "Gibson J-200" для записи акустических номеров на первых двух пластинках Led Zeppelin.
Видео с ютуб-канала WallakAt
The Rolling Stones, "Heart of Stone" (1964)
Это совсем не та каноническая версия, которая стала хитом в 1964 году, а демо-версия, которую группа записала за три месяца до этого в период с 21 по 23 июля. Пейдж играл на соло-гитаре, а его коллега по сессиям, Клем Каттини, перехватил у Чарли Уоттса партию ударных. Этот взгляд на песню намного более свободный, с Миком Джаггером, поющим в немного более высоком регистре, и явно более загадочный, чем всем известная версия. Этот дубль "Heart of Stone"пролежал на полках почти десяток лет, пока, наконец, с него не счистили патину и не включили в сборник "Stones Metamorphosis"в 1975 году.
Видео с ютуб-канала Giorgio Chiudinelli
Them, "Baby, Please Don't Go" (1964)
Возглавляемая Ван Моррисоном, Them была одной из самых пылающих и самых вдохновенных групп, вышедших из движения "британского вторжения" 60-х годов. "Baby, Please Don't Go" должна была стать вторым синглом группы после того, как Моррисон и компания выпустили несколькими месяцами ранее под небольшую помпу "Don't Start Crying Now". Блюзмен из Дельты Биг Джо Уильямс изначально написал и записал эту песню еще в 1935 году, но именно версия Джона Ли Хукера, выпущенная в 1949 году, убедила 19-летнего Моррисона взяться за ее кавер. Гитарист Them, Билли Харрисон, исполняет здесь все характерные ведущие партии, в то время как Пейдж удерживает ритм на заднем фоне.
"Baby, Please Don't Go"был выпущен как сингл 6 ноября 1964 года, но в конечном итоге его полностью затмила Би-сайдовая "Gloria", которая, конечно же, стала самым большим хитом за короткую карьеру Them.
Видео с ютуб-канала svendhenrik00
Петула Кларк, "Downtown" (1964)
Невозможно уйти от тяжелого блюз-рокового звучания Led Zeppelin дальше, чем в этой слащавой поп-песне Петулы Кларк. Однако, когда вы только начинаете и просто пытаетесь добиться чего-то в музыкальном мире, вы беретесь за любую работу, которую можете получить, какой бы странной она ни казалась в последствии. К тому же, никому еще никогда не помешало в своем резюме участие в записи хита номер один в США. Как и в "Goldfinger", вклад Пейджа здесь обычно затмевается напыщенной оркестровкой песни, но примерно в середине песни вы можете ясно различить резкие удары его любимого черного "Gibson Les Paul Custom".
Видео с ютуб-канала TheOldrecordclub
The Kinks, "I'm a Lover, Not a Fighter" (1964)
В отличие от перегруженного гитарного звука, которым были отмечены самые большие ранние хиты группы, "I'm a Lover, Not a Fighter" во многом заимствован из школы рок-н-ролла Элвиса Пресли и Джонни Кэша начала 50-х, и Дэйв Дэвис выдает соло в середине, которое напоминает лучшее из Скотти Мура и Лютера Перкинса. Тем временем Пейдж был привлечен к исполнению партии 12-струнной гитары, которая помогает заполнить трек и придает аранжировке характерную грубость.
Видео с ютуб-канала Nuknid
Вашти Баньян, "Some Things Just Stick in Your Mind" (1965)
Первоначально написанная в 1964 году Китом Ричардсом и Миком Джаггером для дуэта Dick and Dee Dee, эта песня попала к Вашти Буньян через год после того, как The Rolling Stones записали свою собственную версию, которую они, однако, решили пока не выпускать. Продюсером Баньян выступил менеджер Stones Эндрю Луг Олдхэм под контролем Пейджа, который на тот момент выступал в качестве продюсера лейбла Олдхэма "Immediate Records". Пейдж здесь исполнил свою обычную гитарную работу.
Как и дебютный лонг-плей Баньян, альбом 1970 года "Just Another Diamond Day", песня не имела особого успеха в чартах и получила свое признание намного позже, как часть ее одноименного сборника 2007 года.
Видео с ютуб-канала hcloudforest
Нико, "The Last Mile" (1965)
За годы до того, как певица немецкого происхождения Нико познакомилась с Энди Уорхолом и присоединилась к Velvet Underground, она была просто еще одной моделью-актрисой, изо всех сил пытающейся начать музыкальную карьеру. После встречи с гитаристом The Rolling Stones Брайаном Джонсом в 1965 году она была представлена Эндрю Лугу Олдхэму, который согласился подписать с ней краткосрочный контракт от имени лейбла "Immediate Records". Олдхэм объединил Нико с продюсером Пейджем, который написал эту песню в соавторстве с Олдхэмом для стороны "B" к синглу " I Am Not Saying". Песня, в которой представлена только акустическая гитара Пейджа, явила поистине захватывающую, щедрую презентацию звуков и стилей, которые будут отмечать музыку обоих артистов в ближайшие годы.
Видео с ютуб-канала pigmon0
The Who, "I Can't Explain"/"Bald Headed Woman" (1965)
Пейдж на самом деле сыграл на обеих сторонах этого сингла The Who. Как он рассказал в интервью 2012 года о записи "I Can't Explain":
"Я не знаю, правда, почему меня пригласили. Я играю рифф, на заднем фоне – позади Пита Таунсенда. Мне не нужно было быть там. Вы почти меня не слышите. Но находиться в аппаратной студии тогда было просто волшебно".
Видео с официального ютуб-канала The Who
Вклад Пейджа в "Bald Headed Woman" уже гораздо более существенен. Здесь он излагает характерную ведущую гитарную линию, которая искусно переплетается с плачущей губной гармошкой Роджера Долтри во второй половине песни.
The Manish Boys, "I Pity the Fool" (1965)
The Manish Boys, возможно, были бы просто еще одной забытой группой эпохи "Британского вторжения", которая по большому счету так и не пробилась в пантеон героев рок-н-ролла, если бы не тот факт, что Дэвид Боуи был одним из ее участников, и тогда он пока еще носил свое собственное имя Дэви Джонс. Записанная группой 15 января 1965 года "I Pity the Fool", – стандартная версия блюза для белых мальчиков, написанная и исполненная Бобби Блэндом четырьмя годами ранее.
Настоящей изюминкой трека остается пронзительное, беспорядочное соло Пейджа в середине. И его усилия не были напрасными. По словам самого Боуи, именно во время этой сессии Пейдж подарил ему рифф, который был позже использован в песне "The Supermen" из альбома 1970 года "The Man Who Sold the World".
Видео с ютуб-канала Frokor
Марианна Фейтфулл, "In My Time of Sorrow" (1965)
"In My Time of Sorrow" – одна из редких авторских песен Пейджа до Zeppelin. Она был написана Джимми совместно с его тогдашней девушкой Джеки Де Шаннон специально для Марианы Фейтфулл и предназначалась для ее одноименного студийного LP 1965 года. Это довольно заурядная поп-композиция с акустической гитарой Пейджа в большей степени примечательна бойкими акцентами клавесина и собственной вокальной трелью Фейтфулл. Помогая записать трек, Пейдж поддержал певицу во время короткого турне по Европе.
Видео с ютуб-канала RollerGirlMeli
Донован, "Sunshine Superman" (1966)
Вместе со своим будущим товарищем по Led Zeppelin, Джоном Полом Джонсом, Пейдж записал немало сессий с известным шотландским певцом и автором песен Донованом во второй половине шестидесятых. В этот период Донован был почти столь же известен, как The Beatles и The Rolling Stones, но настоящая популярность пришла к нему после релиза сингла "Sunshine Superman" в июле 1966 года, странной психоделической вещицы, чье название было вдохновлено супергероем. Позже этот трек заложил основу для одноименного LP, выпущенного месяцем позже.
В дополнение к этой работе, Пейдж записывался с Донованом еще в песнях "Hurdy Gurdy Man", "The Trip" и "Epistle to Dippy".
Крис Фарлоу, "Out of Time" (1966)
Британский вокалист Крис Фарлоу с 1957 года был участником группы The Thunderbirds, где он выступал как фронтмен. Тем не менее, в 1962 году он начал сольную карьеру, выпустив несколько синглов на "Decca" и "Columbia Records". В начале 1965 года Фарлоу был одним из первых артистов, подписавших контракт с недавно основанным независимым лейблом "Immediate Records". После пары синглов для закрепления успеха Эндрю Луг Олдхэм нанял Мика Джаггера, чтобы тот предложил ему потенциальный хит для Фарлоу. И Джаггер и Ричардс написали "Out of Time", полагая, что песня идеально подходит его голосу. Крис Фарлоу позже вспоминал:
"Мик Джаггер позвонил мне и сказал: "У меня есть для тебя новая песня. Пойдем послушаем". Я пришел к нему домой на Харли-Хаус, и он сыграл мне "Out of Time" на своей гитаре. Моей первой мыслью на самом деле было: "Я не уверен, что мне это нравится", – но Мик сказал: "Потерпи. Это будет звучать великолепно, когда все будет скомпоновано и собрано воедино". Итак, когда я появился в студии и увидел весь оркестр, то подумал "Ух ты"...".
В записи помимо Джимми Пейдж на гитаре поучаствовали еще ударник Энди Уайт, басисит Эрик Форд, пианист Рег Гост и аранжировщик Артур Гринслейд, пригласивший еще струнную группу Сидни Сакса. В итоге "Out of Time" стал единственным хитом Фарлоу в топ-10, достигнув первой позиции 28 июля того же года.
Видео с ютуб-канала TheRainfuldays
The Fleur De Lys, "Circles" (1966)
История Пейджа с группой Fleur De Lys, еще одним клиентом Эндрю Луга Олдхэма на лейбле "Immediate Records", началась с сингла "Moondreams" в 1965 году, где он сыграл партию на акустической гитаре.
Видео с ютуб-канала heuilleman
В следующем году Пейдж снова встретился с группой, чтобы совместно с Глином Джонсом продюсировать и сыграть на "Circles", кавере песни Пита Таунсенда в стилистике переходного жанра от "Бит" к психоделической музыке, позже известному как "Фрикбит"(Freakbeat). Версия Fleur De Lys намного более энергичная и дезориентирующая, чем оригинал The Who, а гитара Пейджа добавила ярких мазков своей фирменной взвеси шестиструнной магии в пеструю техниколорную аранжировку.
Видео с ютуб-канала Delbertboy
Брайан Джонс, "A Degree Of Murder" (1967)
В 1967 году Джимми Пейдж помог Брайану Джонсу из The Rolling Stones за пару лет до его смерти записать саундтрек к фильму Волкера Шлендорфа "Степень убийства". Пейдж вспоминал:
"Возможно, меня позвал Ян Стюарт (роуди-пианист Stones). Брайан знал, что делать. Это было очень красиво. Кое-что из этого было придумано в то время; кое-что из этого я дополнял вместе с ним. Я помню, что определенно играл скрипичным смычком. У Брайана была гитара с педалью громкости – с ее помощью он мог буквально "выстреливать". Еще там был меллотрон. Брайан продвигал разные идеи".
Видео с ютуб-канала Ekamjot Kaur
Джефф Бек, "Beck's Bolero" (1967)
Когда он готовился к работе над своим первым сольным синглом после ухода из The Yardbirds в 1966 году, Джефф Бек решил обратиться к своему старому товарищу по группе и другу детства Джимми Пейджу, чтобы тот помог ему спродюсировать его в студии. Пейдж позвонил и пригласил Ника Хопкинса сыграть на фортепиано и Кейта Муна из The Who – на ударной установке, в то время как он сам будет выдавать 12-струнный электрический ритм, что позволило бы Беку в полной мере взять инициативу на себя. На бас гитаре должен был играть Джон Энтвистл, но в последний момент у него что-то сорвалось и на его место пригласили молодого Джона Пола Джонса.
Композиция, основанная на ритмике импрессионистской пьесы французского композитора Мориса Равеля "Болеро", была записана 16 мая 1966 года на студии "IBC" в Лондоне. Но ее релиз выйдет только через 10 месяцев Би-сайдом к синглу "Hi Ho Silver".
Джефф Бек высказался позже о работе с Пейджем над "Болеро":
"Я пришел к Джимми домой, а у него был этот 12-струнный "Fender", и ему понравилась идея использовать ритм типа болеро для рок-записи. Он играл в ритме болеро, а я играл поверх него мелодию, но потом я сказал: "Джим, тебе нужно оторваться от ритма болеро – ты не можешь продолжать так вечно!". Так что мы остановили его в середине композиции – как это сделали бы The Yardbirds на "For Your Love" – затем мы вставили этот рифф в середину...
Я использовал "Les Paul" для гитар, фоновая слайд-гитара шла через "Vox AC30" – это был единственный усилитель, который у меня был, и он был залит пивом! На самом деле, я думаю, это пиво придало ему звук! Вы можете услышать крик Муна в середине записи поверх барабанной паузы. Если вы послушаете после барабанной паузы, вы сможете услышать тарелку только после этого, потому что он опрокинул микрофон!"
Все участники записи были настолько воодушевлены работой в тот день, что начались разговоры о создании настоящей группы, объединенной вокруг Пейджа. На что Мун съязвил, что такая группа "полетит, как свинцовый дирижабль". Таким вот образом он посеял тогда в сознании Пейджа семена того, что впоследствии станет Led Zeppelin.
Видео с ютуб-канала wilson mcphert
Джонни Холлидей, "A Tout Casser" (1968)
Нареченный в начале своей карьеры как "французский Элвис" к 1968 году, Холлидей имел репутацию одной из самых крупных поп-звезд в Европе. В этом году он записал два последовательных альбома номер один у себя на родине, а в следующем – еще два. Четвертый трек на его альбоме "Jeune Homme " 1968 года, "A Tout Casser", или как его представляли на английском языке "Breaking Everything", представляет собой вопиющий психоделический полный отрыв, который хорошо сочетается с тем, что Пейдж только что пытался сделать с The Yardbirds, прежде чем этот проект закрылся. Это потрясающий номер, изобилующий панорамированными звуками, обратным эхо и гитарными фразами "вау-вау" – всеми характерными элементами, которые гитарист будет использовать с большим эффектом в ближайшие годы.
Видео с ютуб-канала bernard benoit
Джо Кокер, "With a Little Help From My Friends" (1968)
В период небольшого перерыва между падением The Yardbirds и подъемом Led Zeppelin в 1968 году Джимми Пейдж решил вернуться в студию, чтобы помочь британскому блюзовому певцу Джо Кокеру с его дебютным сольным альбомом "With a Little Help From My Friends". Но хотя гитарист в конечном итоге сыграл партии в пяти разных песнях на этой пластинке, особенно выделяется титульный кавер The Beatles. С самого начала Пейдж заявляет о себе воем с оттенком вибрато своей электрогитары и переходит к моменту неподражаемого рычания Кокера на протяжении всей песни. Это был еще один хит номер один для Пейджа и первый из двух для Кокера.
Видео с ютуб-канала Joe Cocker Official
Другие работы Пейджа на этом лонг-плее представлены в этом плейлисте.
Пи Джей Проби, "Jim's Blues" (1969)
Пи Джей Проби (P. J. Proby), американский музыкант, не имел особого успеха у себя на родине, но в Англии в середине 60-х годов он стал настоящей поп-звездой, не в последнюю очередь благодаря экспрессивности своих сценических выступлений. Свой первый сингл 1964 года "Hold Me", входящий в десятку лучших его работ, P. J. Proby записал с участием Джимми Пейджа на ритм-гитаре и Джима Салливана на соло-гитаре (с использованием фузз-бокса, предоставленного ему Пейджем).
Видео с ютуб-канала ChrisB
"Jim's Blues" 1969 года примечателен не только участием Джимми Пейджа, но и тем, что в нем был представлен весь состав Led Zeppelin еще до того момента, как они записали свой первый студийный альбом. История такова: Джон Пол Джонс был привлечен к аранжировке, игре на бас-гитаре и клавишных для сессий LP альбома "Proby's Three Week Hero" еще за несколько месяцев до того, как он присоединился к Пейджу, Роберту Планту и Джону Бонэму, чтобы сформировать New Yardbirds, будущий Led Zeppelin. Когда же подошла запланированная дата работы в студии, вместо того, чтобы отказаться, Джонс спросил своих новообретенных товарищей по группе, не возражают ли они протянуть ему руку помощи в записи альбома, на что все с готовностью согласились.
В отличие от многих сессий, в которых участвовал Пейдж в начале своей студийной карьеры, эта ближе всего подходит к тому звуку, который определил большую часть его работы с Led Zeppelin. С добавленной партией губной гармошки Планта и медленным, блюзовым чувственным темпом, трек действительно имеет поразительное сходство с кавером "Цеппелинов" классики Мадди Уотерса "You Shook Me". Следует также отметить, что Джим, отображенный в названии этого блюза, вовсе не Пейдж, а сам Проби, урожденный как Джеймс Маркус Смит.
Видео с ютуб-канала Psiched'Elia FM
В целом весь альбом "Proby's Three Week Hero" достоен того, чтобы быть представленым в категории "Студийные сессии Джимми Пейджа до появления Led Zeppelin".
☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.
➤Прежние материалы схожей тематики:
✔️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin
✔️На смерть поэта гитары. Питер Грин в The Bluesbreakers, из первых уст
✔️Эдвард Ван Халена – пришелец из другого века
✔️История Black Sabbath, рассказанная музыкантами группы
✔️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
✔️Инструментальная история The Beatles. Часть 1
✔️The Beatles, первые студийные записи . Что об этом они рассказывали сами