В последнее время многие говорят за идеологию. Одни говорят - нужна, другие открещиваются. Мне импонирует шутка на это счет у Жванецкого:
"Один лектор трепался, что бога нет и души нет. Ну, бога нет — ладно, а душу жалко. Зачем душу отменили впопыхах? Нет души — вкладывать нечего, зато голова существует, кивать есть чем".
Наверное, вы слышали, что Датское королевство почти полвека занимает верхние строчки в мировом рейтинге стран с самыми счастливыми гражданами. В Копенгагене есть целый Институт исследования счастья, пропагандирующий философию уюта, а правительство благодаря прогрессивному налогу вкладывает огромные ресурсы в социальные программы, чтобы каждый мог позволить себе качественное образование, медицину, пенсии, стипендии и т. п. Компании убеждают своих будущих сотрудников, что у них они станут еще счастливее, так как будут иметь больше льгот, а в каждом магазине можно найти любые товары для счастья, от мебели до носков. Здесь вам с легкостью доверят свои деньги… но не свои переживания. В итоге в стране с высоким уровнем качества жизни и удовлетворенности своим бытом отмечается «высокий» и растущий уровень самоубийств (10 на 100 000 человек — это средний показатель по миру), психических заболеваний (18,3 % от общего уровня заболеваемости), пятое место в мире по потреблению антидепрессантов (почти каждый десятый ежедневно принимает «таблетки счастья»).
Откуда столько несчастливых в стране всеобщего «счастья»? Есть несколько точек зрения на этот счет. Например, Фрейда, и Франкла.
Фрейд считал, что главной причиной психических расстройств является стыд и требовал его совершенного устранения. Это касается даже не столько просьбы не стыдиться своих пациентов, изливая ему душу. Есть и более серьезные рекомендации, например свободные отношения до брака. Прошел век, сексуальной свободы стало невообразимо много, но неврозов меньше не стало, наоборот они стали бичом человечества. Зато какой побочный эффект - брак лишился своей нравственной составляющей, сегодня они все труднее создаются и очень легко разрушаются.
Франкл доказывал, что неврозы вызывает отсутствие ответа на вопрос "в чем смысл жизни?". Интересно, что в СССР люди страдают неврозами реже, чем в Соединенных Штатах. Американские психологи объясняли это тем, что советские люди больше сфокусированы на исполнении долга, которое не дает им скучать и наполняет их жизнь смыслами. Американцы же больше праздны; они ежедневно ходят на работу, которую свободны сами выбирать, но не посвящают себя делу, не жертвуют собой. Свобода в западном понимании, и к которой многие наши соотечественники стремятся, в большей степени является негативным понятием. Такая свобода требует позитивного дополнения, и это дополнение - ответственность. Ответственность выраженная не в запретах, как в моисеевых скрижалях, а в мотивации на общее не индивидуалистическое благо, как в моральном кодексе строителей коммунизма.
Напомню его положения:
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
- Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
- Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
- Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Мораль, за которую ратовали коммунисты, и сегодня способна наполнить жизнь смыслами:
— мораль коллективистская. «Один за всех, все за одного» — таков ее основополагающий принцип. Она несовместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием, гармонично сочетает общенародные, коллективные и личные интересы;
— мораль гуманистическая. Она возвышает человека труда, проникнута глубоким уважением к нему, нетерпима к посягательствам на его достоинство. Она утверждает подлинно человеческие отношения между людьми — отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни;
— мораль активная, деятельная. Она побуждает человека к новым трудовым и творческим свершениям, заинтересованному участию в жизни коллектива и всей страны, активному неприятию всего, что противоречит социалистическому образу жизни, к настойчивой борьбе за коммунистические идеалы.
Уберите «красную» символику и получится замечательный ориентир как стать счастливым.