Найти в Дзене

Третьяковская галерея: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, ставший символом национального самосознания и отечественной культуры, - основана московскими купцами и коллекционерами братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Зельфира Трегулова, Татьяна Юденкова

Номер журнала: №3 2017 (56), Специальный выпуск «КИТАЙ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР»

Более известен старший из братьев - Павел Михайлович (1832-1898). Ему Галерея обязана своим существованием. Данное себе обещание создать «национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»[1], в своем родном городе он последовательно реализовывал всю жизнь. Он увлек младшего брата, Сергея Михайловича (18341892), который стал одним из выдающихся коллекционеров эпохи, создавшим уникальное собрание европейской живописи XIX века.

В 1892 году объединенная коллекция братьев Третьяковых еще при жизни Павла Михайловича была передана им в дар Москве (случай исключительный в истории благотворительности России) и получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным национальным музеем.

Фасад Государственной Третьяковской галереи 
Фото: Анастасия Замятина, Евгений Алексеев
Фасад Государственной Третьяковской галереи Фото: Анастасия Замятина, Евгений Алексеев

Для Павла Михайловича создание общедоступного музея русской национальной школы стало делом всей его жизни. Первые покупки молодой Третьяков совершил в 1850-х годах на развалах Сухаревского рынка, самого популярного в Москве места антикварной торговли. Сначала он заинтересовался старинными гравюрами, книгами, затем приобрел девять произведений малоизвестных западных художников. Но очень быстро принял решение коллекционировать только русскую живопись.

«Стычка с финляндскими контрабандистами» - первая русская картина, которую начинающий коллекционер приобрел 22 мая (10 мая по старому стилю) в 1856 году[2] у академика живописи В.Г. Худякова, и этот день стал днем рождения Третьяковской галереи. С этого времени П.М. Третьяков старался покупать работы непосредственно «из рук» художников: либо с выставок, либо прямо из мастерских, таким образом сосредоточивая внимание на произведениях современного отечественного искусства.

Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901 
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 90 × 194. ГТГ
Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901 Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 90 × 194. ГТГ

Первое завещание молодого купца, написанное в 27 лет (в 1860 году), обнаружило зрелую гражданскую позицию: он выразил желание направить лично им заработанные деньги на создание «общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», обеспечив тем самым поддержку художникам и развитие вкуса к прекрасному. При этом Третьяков специально подчеркнул - музея русской национальной школы, понимая его необходимость именно в Москве, «в сердце России».

Иван КРАМСКОЙ. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876 
Холст, масло. 59 × 49. ГТГ
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876 Холст, масло. 59 × 49. ГТГ

Среди ранних покупок Третьякова преобладали пейзажи и картины на темы современной жизни, популярные в пору становления бытового жанра. Заметные сдвиги в политике собирателя произошли после приобретения картины В.Г. Перова «Сельский Крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ), на которую был наложен цензурный запрет. «Дав приют» картине Перова, Третьяков предоставил художникам возможность работать без оглядки на запреты официальных властей[3].

В начале 1860-х годов Третьяков произнес слова, во многом определившие направление его дальнейшей собирательской политики: «...мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес - дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, поэзия во всем может быть, это дело художника»[4]. Тяготение к поэтическому и правдивому началу в искусстве стало своего рода эстетическим идеалом коллекционера.

Сергей Михайлович Третьяков. 1885 
Фотография. Альбумин. Aтелье «Левицкий и сын». 
Отдел рукописей ГТГ
Сергей Михайлович Третьяков. 1885 Фотография. Альбумин. Aтелье «Левицкий и сын». Отдел рукописей ГТГ

Третьяков не ограничивал художников категорично сводом тем и сюжетов. Он охотно покупал полотна, исполненные как в России, так и за границей. Однако с первых лет собирательства он отдавал предпочтение национальным мотивам; основополагающей для него при отборе картин, бесспорно, была приверженность «русской концепции», под которой понимался национально ориентированный комплекс идей, свободный от иностранных заимствований. При этом он не выдвигал русскую тему специально на первый план.

С конца 1860-х годов Третьяков приступил к созданию портретной галереи «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части»[5]. Имена людей, увековеченных им в галерее национального искусства, известны каждому, кто знаком с русской культурой, - это Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Некрасов, Толстой, Стасов, Чайковский, Мусоргский, Достоевский, Чехов, Левитан и многие-многие другие. Однако нужно отчетливо представлять, что Третьяков сам избирал для своей портретной галереи как модели, так и исполнителей, инициируя таким образом появление шедевров в этом жанре.

Экспозиция Третьяковской галереи. 1900 
Фотография. Отдел рукописей ГТГ
Экспозиция Третьяковской галереи. 1900 Фотография. Отдел рукописей ГТГ

Сегодня очевидно, что в его собрание вошли всем известные живописные портреты, исполненные лучшими русскими художниками XIX столетия Перовым, Крамским, Репиным, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры - Толстого, Достоевского, Некрасова, Шевченко, Чайковского, Чехова, бесспорно, входящих в «большую» историю русского искусства.

Илья РЕПИН. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887 
Холст, масло. 124 x 88. ГТГ
Илья РЕПИН. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887 Холст, масло. 124 x 88. ГТГ

Вместе с ростом коллекции менялись и взгляды собирателя. Он все более полагался на свой художественный вкус и включал в свою коллекцию картины, отвечающие его собственному воззрению на ход развития современного искусства. Он искал работы, в которых раскрывалось подлинное лицо художника. В 1870-е годы Третьяков стремился стать человеком, близким Товариществу передвижных художественных выставок, самой многочисленной и влиятельной организации художников в ту пору, объединившей лучшие художественные силы России. Его контакты с петербургскими и московскими живописцами становятся настолько обширными, что в 1871 году добрую часть картин он покупает до открытия 1-й передвижной выставки. Это произведения В.Г. Перова «Охотники на привале», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», И.Н. Крамского «Русалки», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и другие. С этого времени Третьяков отвоевывает себе право первым выбирать картины соответственно своим эстетическим представлениям. Расширяющееся собрание требовало увеличения экспозиционных площадей: к жилому дому он начал пристраивать залы, превратив его в картинную галерею. С 1874 года она открыта для широкого круга знакомых, с 1881 года - для посещения публики. Приобретенные коллекционером работы передвижников стали знаковыми для отечественного искусства, и сегодня эти произведения включены в хрестоматийный ряд лучших картин XIX века.

Алексей САВРАСОВ. Грачи прилетели. 1871 
Холст, масло. 62 × 48,5. ГТГ
Алексей САВРАСОВ. Грачи прилетели. 1871 Холст, масло. 62 × 48,5. ГТГ

Период наиболее активной и плодотворной собирательской деятельности П.М. Третьякова приходится на 1870-1880-е годы. «Я задался собрать русскую школу как она есть, в последовательном ее ходе»[6] - эти слова свидетельствуют о стремлении собирателя к отражению специфики отечественной живописи, представленной в историческом развитии, начиная с искусства старых мастеров XVIII столетия. Коллекция Павла Михайловича начала приобретать характер музейного собрания. Одновременно менялись и предпочтения Третьякова. Он целенаправленно приобретал произведения, «интересные по содержанию», представляющие значение для русской школы, которые дополняли бы уже имеющиеся «номера» того или иного мастера. И все же главным критерием отбора являлась сама живопись. «...В ином пейзаже может быть содержания больше, чем в сложной сюжетной картине», - писал Третьяков Л.Н. Толстому в 1890 году[7]. Систематическое приобретение лучших картин отечественного искусства привело к формированию монографических коллекций любимых мастеров: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильева, В.Е. Маковского.

Федор ВАСИЛЬЕВ. В Крымских горах. 1873 
Холст, масло. 116 × 90. ГТГ
Федор ВАСИЛЬЕВ. В Крымских горах. 1873 Холст, масло. 116 × 90. ГТГ

К концу его собирательской деятельности количество картин какого-то одного художника могло превышать сотню (это относится, к примеру, к А.А. Иванову, В.Д. Поленову, В.В. Верещагину). С конца 1880-х годов он создает отдел «акварелей и черного рисунка».

Читать далее

Музеи
137 тыс интересуются