Найти тему
Вечерний Лошманов

Восточный, новый московский вокзал — не такой уж он и плохой

В Москве в Черкизово открылся Восточный вокзал, куда перевели с Курского вокзала транзитные поезда, а также «Стрижи» и «Ласточки», которые связывают город с Нижним Новгородом и Иваново.

Это событие приоткрыло ворота в ад: интернет вообще и социальные сети в частности заполнили возмущённые, недовольные, а часто и негодующие комментарии. Новый вокзал склоняют и в хвост и в гриву.

В концентрированном виде претензии к Восточному собраны в материале Ивана Сапогова на сайте «Москвич». Главная из них такая: в Черкизово построили не вокзал, а мост в стиле капиталистического утилитаризма.

Железную дорогу я люблю. Вокзал построили недалеко от дома, где мы живём. А ещё представился случай съездить на Восточный не просто ради праздного интереса: надо было встретить родителей, которые ехали из Арзамаса в Москву на «Стриже» Самара–Санкт-Петербург (писал как-то про этот поезд).

Доехал на МЦК одну остановку до «Локомотива» и поднялся на мост. Потому что да, новый вокзал — и правда по большей части мост.

С этого моста, как и с любого другого, видно как в одну сторону, так и в другую.

Этот мост — не только вокзал для поездов дальнего следования, а типичный для современной Москвы ТПУ, транспортно-пересадочный узел. В него входит кроме «Локомотива» станция метро «Черкизовская» Сокольнической линии. Из одной части в другую можно попасть минуты за три.

Пишут, что в новом вокзале плохо с залами ожидания. Кресел мало, это да. Сами-то залы довольно просторны.

Кафе на вокзале всего одно; там ещё устанавливают разные плиты и прессы для пиццы, но какие-то готовые роллы и так далее в микроволновках уже разогревают. И кофе есть; купил себе американо за 129 рублей.

-4

Пишут также, что на новом вокзале чрезвычайно узкие платформы. Да нет, прямо рядом с вокзалом вроде нормальные. Видимо, узкие они местами на третьем и четвёртом путях, там, где пространство занимает конструкция с эскалаторами.

Но, знаете, на Курском таких узких мест из-за ларьков и подземных переходов тоже полно.

Вскоре со стороны Измайлова приехал «Стриж» с моими родителями.

И когда открылись двери, сразу бросилась в глаза несообразность: выходить из поезда в современную московскую безбарьерную среду — трудно.

-7

На вокзал прибывают разные поезда: и обычные, и «Ласточки», и «Стрижи». И здравый смысл подсказывает, что платформу лучше всего сделать такой, чтобы выход из любого вагона был максимально комфортным для любого пассажира. А не такой, как на фотографии, — низкой и неудобной для всех возможных вагонов и всех возможных людей.

Новый барьер — у эскалатора, ведущего с первого этажа на второй: перекрыт. Пришлось подниматься.

-8

Но это временное недоразумение. Доделают, что им там нужно доделать, и уберут. Наверняка уже убрали.

А вот это, мне кажется, реальная проблемная точка Восточного: переход с моста на территорию станции МЦК «Локомотив». После прибытия поезда там образуется затор перед пунктом досмотра с рентгеновскими аппаратами.

-9

Может, кому-то ещё кажется, что эти пункты — только временная мера, но нет, они с нами навсегда. Поэтому при строительстве новых транспортных объектов их надо закладывать уже в проекте — так, чтобы они создавали минимум неудобств и максимум безопасности, ради которой их устраивают.

Давайте называть вещи своими именами: эти досмотровые точки нужны, чтобы московский транспорт не взрывали. Но вот представьте, что будет, если взрывное устройство сработает именно тут, на мосту, в узком месте, где скапливается большое количество людей: много жертв и разрушенный, скорее всего, мост.

(Что характерно, в сам вокзал со стороны перрона мы просто вошли, там такого досмотрового пункта нет.)

Да, когда выходишь из вокзала, попадаешь не в центр города, а в собянинские красоты полуокраин, особенно если выйдешь в сторону Северо-Восточной хорды.

Но ведь это сейчас главные московские вокзалы находятся в центре: строили-то их на окраинах, просто город разросся. А сейчас Москва не просто растёт — сильно трансформируется её транспортное устройство.

Если разобраться, Восточный построили для того, чтобы в городе было меньше пробок: разгрузить Курский вокзал от транзита, чтобы развивать МЦД, а МЦД развивают, чтобы электрички были предпочтительнее автотранспорта.

Меняется и суть вокзалов: это давно уже просто точки входа в город и выхода из него. Куда важнее привокзальных площадей и огромных пышных залов чистая вокзальная функциональность — быстрота пересадки на другие виды транспорта, который связывают место с остальным городом. Современный вокзал — он и должен быть мостом. На нём лучше проводить как можно меньше времени. Туда даже ради касс, за билетами, ехать теперь необязательно, их можно купить через интернет.

До центра Москвы от Восточного дольше, чем от Курского, а МЦК — не Кольцевая линия метро. Но ведь и не всем тем, кто приезжает в столицу, нужно обязательно в центр. Среди тех, кому новый вокзал удобнее Курского, например, те, кто живёт в непосредственной близости от станций МЦК. Или те, кто использует Москву как город аэропортов: нужно перейти на МЦК и доехать до Окружной или Верхних Котлов, где останавливаются аэроэкспрессы до Шереметьево и Домодедово. А тем, кто едет через Москву транзитом, вообще всё равно, через какой вокзал он поедут.

Непривычен Восточный? Может быть. Но устроен он, если не считать некоторые важные и не очень важные детали, своевременно и рационально.

Кстати, кофе на Восточном очень даже неплох. Мягкий, не пережжённый, вкусный.

-11

По крайней мере, пока.

_________________________________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь!