Найти тему
Живопись

Художник Федерико Бельтран Массес: драгоценный символизм

Художник Федерико Бельтран Массес был лучшим учеником Сорольи-и-Бастида. Пусть этот ученик и не пошёл по стопам учителя. Так бывает. Иногда высшим достижением наставника является помощь подопечному в поиске собственного творческого пути. И с этой задачей Соролья справился блестяще.
Федерико Бельтран Массес, «Автопортрет», холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Автопортрет», холст, масло

Впрочем, успех нашёл нашего героя отнюдь не сразу. Но раз явившись в его судьбу, уже не покидал художника до самого конца жизни. Ранний этап биографии Федерико отмечен трагической потерей близких, государственной цензурой его работ и многочисленными творческими достижениями и наградами, которые сделали его имя узнаваемым, но так не принесли всеобщего признания.

Федерико Бельтран Массес, «Невеста легионера», 1920-е, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Невеста легионера», 1920-е, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Пола Негро и Рудольфо Валентино», холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Пола Негро и Рудольфо Валентино», холст, масло

Исполненные в темных тонах картины Массеса, посвящённые чувственным красавицам, позирующими на фоне фантастичных ночных декораций, казались слишком смелыми для эпохи последних монархов Европы.

Федерико Бельтран Массес, «Популярный канон», холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Популярный канон», холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Вдова Нарезо Бельтран и ее дочь», 1911, холст,масло
Федерико Бельтран Массес, «Вдова Нарезо Бельтран и ее дочь», 1911, холст,масло

Как в хорошо закрученной кинодраме, звёздный час Массеса наступил в тот самый момент, когда художник был близок к отчаянию. Заключительная персональная выставка его работ должна была стать прощанием мастера со столичной публикой перед отъездом в Барселону. Но вместо «лебединой песни» обернулась триумфом.

Федерико Бельтран Массес, «Три для одного», 1934, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Три для одного», 1934, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Портрет Алисы Никитиной», 1929, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Портрет Алисы Никитиной», 1929, холст, масло

Король Испании Альфонсо XIII приобрёл одну из понравившихся Его величеству работ Федерико Бельтрана. И тем самым подал сигнал мадридским критикам, не раз «набрасывавшимся» на картины художника за их откровенный, чувственный стиль. Ещё недавно гонимый мадридским экспертным сообществом Массес за один вечер превратился в суперзвезду испанской живописи. На следующее после королевского визита утро газеты вышли с хвалебными рецензиями его картин, и живописец, что называется, «проснулся знаменитым».

Федерико Бельтран Массес, «Тропики», 1931, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Тропики», 1931, холст, масло

А дальше будут Париж и Ницца, Лондон и Нью-Йорк. Будет иной этап живописного творчества, начавшийся с грандиозного успеха на Венецианском биеннале. Большей частью он будет посвящён портретам аристократов и нуворишей, звёзд экранов и подиумов.

Федерико Бельтран Массес, «Венецианские сестры», 1931, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Венецианские сестры», 1931, холст, масло

И всё чаще в картинах Массеса будет прослеживаться внимание к отдельным ярким деталям, помогающим раскрыть характер персонажа. Особенно наглядно (и красиво) эта особенность авторского стиля раскрывается в изображениях украшений из драгоценных камней. Подчас они бросаются в глаза зрителю раньше, чем лица героинь его портретов. Становятся ключевыми элементами, на которые художник возлагает ведущую роль в создании настроения и смыслового наполнения работы. Драгоценный символизм, оправленный в эстетику — беспроигрышная формула, не так ли?

Вдохновлённый темой ювелирных украшений, Массес даже создал серию картин, названных в честь драгоценных камней.

Федерико Бельтран Массес, «Мадам Боннардель, графиня Монтгомери», 1934, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Мадам Боннардель, графиня Монтгомери», 1934, холст, масло

Одним из ярчайших примеров символического психологизма в творчестве художника стоит считать картину «Мадам Боннардель, графиня Монтгомери». Она относится к тому периоду, когда Федерико Массес окончательно отошел от тематики сельских пейзажей и сосредоточился на портретной живописи. На романтичных сюжетах, в которых женщины играют центральную роль. «Монтгомери» — картина, полная тонких отсылок. В её композиционных, пластических и тоновых решениях просматривается дань уважения творчеству Мане и Гойи, обожавшими нарушать заведённые классиками правила портретной игры.

Федерико Бельтран Массес, «Под звёздами», 1915, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Под звёздами», 1915, холст, масло

Холодный и горделивый взгляд графини Монтгомери устремлён прямо на зрителя. Слабая улыбка ярко накрашенных губ, гордая посадка головы, свободная но элегантная поза выдают сильный характер героини. Волосы собраны в тугой пучок, подчёркивающий долгую линию шеи, свободную от каких-либо украшений. Зато правое запястье женщины украшено сверкающими браслетами, а левое — бриллиантовыми часами Cartier. Картина про откровенность без флирта и эротизм без комплексов. Ода женскому уму, силе и красоте.

Федерико Бельтран Массес, «Миссис Фреда Дадли Уорд», 1921, холст, масло
Федерико Бельтран Массес, «Миссис Фреда Дадли Уорд», 1921, холст, масло

Собственно, в этой работе прекрасно прослеживаются те нарративные и стилистические тенденции, которым Федерико Бельтран Массес будет следовать всю свою дальнейшую творческую жизнь. В конце концов он сможет вывести тему женской элегантности на новый уровень, во многом предвосхитив тенденции развития мировой живописи. И мистически-холодный, но живой и яркий блеск драгоценных камней будет неизменным спутником героинь его работ. «Лучшие друзья девушек — это бриллианты»...

  • Автор статьи Лёля Городная
  • 🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи!