Найти тему
Digital-Яська

Существует ли маркетинг в России? История отечественного маркетинга

Оглавление

Кто-то говорит, что маркетинг в России — это полная копия стратегий и практик США, но только с опозданием лет на 10. Другие считают, что в России маркетинг развивался своим собственным путём. Давайте попробуем разобраться.

Предыстория

Первая газета с рекламой, анализ конкурентов, внедрение технологий для повышения спроса можно отнести к началу XVIII века.

Возьмём, к примеру, Демидовых — богатейших русских предпринимателей. Ещё в 1702 году они получили железные заводы. К 1820-м годам Демидовы уже точно знали о существовании спроса и конкуренции. Они следили за трендами на западе, направляя туда своих инженеров, и активно реагировали на изменения на рынке, внедряли новые технологии. Внедрение новых технологий для повышения спроса тоже можно считать маркетингом. Поэтому справедливо будет сказать, что маркетинг появился вместе с первыми заводами.

Кстати, в 1703 году Петр I выпустил указ о создании первого массового периодического издания — первой газеты под названием «Ведомости». В ней появились и первые объявления рекламного характера. То есть вопрос рекламы стоял только в возможностях её распространения. И как только появлялись нужные средства, они сопровождались различными рекламными реализациями.

Если копнуть ещё глубже, то справедливо будет сказать, что маркетинг появился ещё тогда, когда люди занимались сельским хозяйством и обменивали своё нажитое добро с соседями. Тут появилось позиционирование и самореклама, (так сказать, личный бренд). И в этот период самомаркетинг был обособленный, на него не влияли заграничные течения и чужие культуры (если не говорить о профессиональных торговцах в приграничных зонах). Самомаркетинг берёт свои корни в сути человеческой, поэтому в целом он был примерно одинаковый везде — базировался на одних и тех же основных принципах (сила, харизма, красота, обман, лесть и пр.).

Первый период развития маркетинга

Во многих источниках утверждается, что своё начало отечественный маркетинг берет в конце XIX века (с 1880-х годов). Это был период активного развития российской промышленности. Крупный бизнес начал использовать рекламу — настенные плакаты, активно использовали и рекламу в газетах.

В 1897 году официально признали рекламные плакаты как отдельный вид искусства. Произошло это благодаря Международной выставке афиш в Санкт-Петербурге. На ней было представлено 700 заграничных афиш и 28 работ российских мастеров. Большая часть афиш принадлежали Франции, США и Германии.

До официального признания плакаты использовали для рекламы книг.

За границей на тот момент маркетинг был уже сформирован в систему, этот предмет преподавали в университетах.

Но в России октябрьская революция приостановила развитие отечественного маркетинга, производство было остановлено, промышленность — разрушена. А ведь именно эти отрасли основные двигатели развития маркетинга.

К 1920 году известный русский экономист Н.Д. Кондратьев посвятил свой научный труд маркетингу и основал Научно-исследовательский Конъюнктурный институт.

Но с 1929 года начались проблемы с развитием маркетинга, так как в стране начало бытовать мнение, что маркетинг — это иностранное давление, чужое и совершенно ненужное.

Интересный отечественный маркетинг!

Самореклама и PR, можно сказать, существовали всегда. Так, например, предприниматель Николай Шустов, владелец коньячного завода, решил провести рекламную кампанию, чтобы повысить известность своего продукта и захватить рынок. Он платил людям, чтобы они ходили по трактирам и требовали напитки «Шустрова». Получая отказ, они устраивали скандал. Информация быстро распространилась по заведениям, скандалы попадали в прессу, людям стало интересно, что это за такие легендарные напитки. В итоге в скором времени напитки «Шустрова» стали подаваться во всех заведениях.

Возрождение отечественного маркетинга

Следующим толчок для развития отечественного маркетинга стала активная внешняя торговля в 1970-х годах. Тогда российские предприниматели терпели неудачи на заграничных рынках из-за незнания основ маркетинга. Это привело к первым работам по маркетингу — стали переводить с иностранных языков зарубежные труды, а в университетах появилась соответствующая дисциплина. Так появился отечественный маркетинг, а вернее зарубежный маркетинг был признан в России.

С этого момента можно считать, что маркетинг вновь возродился в нашей стране и стал развиваться. Хоть и начало он берет с зарубежных материалов, он всё равно в дальнейшем стал развиваться несколько обособлено и адаптировано под внутренний рынок.

Массовое внедрение маркетинга

Повсеместно маркетинг стал использоваться после распада СССР. Бизнесмены изучали спрос, создавали товары, начали использовать самую разную рекламу.

  • В 1990 году на радиостанции «Европа плюс» была озвучена первая рекламная интеграция.
  • Однако первая реклама на ТВ была показана ещё в СССР — в 1964 году.

Современный маркетинг

Хоть некоторое время маркетинг в России был под запретом или в состоянии упадка, сегодня эта дисциплина признана и активно развивается. Основы её строятся на заграничных практиках и трудах, но отечественные маркетологи активно адаптируют модели под внутренний рынок и предлагают что-то новое. Важность маркетинга теперь неоспорима.

Теперь российские маркетологи получают мировые награды. Например, агентства из России получили 19 из 74 наград на самом престижном международном маркетинговом конкурсе The Globes.

Книги о маркетинге от российских авторов активно печатаются. В блоге Игоря Манна упомянули, что книга автора В. Терещенко «Маркетинг: новые технологии в России» можно считать работой русского Котлера. Да и сам Игорь Манн, можно сказать, основоположник современного русского маркетинга.

Как вы считаете, что ждёт отечественный маркетинг в будущем? Пишите в комментариях!

&!%№