Найти тему

Убойная сила Левши. Завод и музей оружия в Туле.

Несколько веков подряд Тула была городом на фронтире Дикого Востока - к югу от нее начинался большой "язык" лесостепи, который русские из-за сопротивления кочевых племен освоили только к концу Средних веков. Обороняться в Туле приходилось не только от половцев и татар, но и от своего брата.

Южный фронтир с его полуказацким воинственным духом стал питательной средой для Смуты - в 1605 году Лжедмитрий ждал в Туле ключей от Москвы на тарелочке с голубой каёмкой, а в 1606-7 годах город вместе со всем юго-западом поднялся под знаменами Ивана Болотникова, который от имени "царевича Дмитрия" шел свергать Василия Шуйского. В Туле же драма Болотникова и завершилась- после четырехмесячной осады города царские воеводы запрудили Упу, и провизия и боеприпасы повстанцев оказались затоплены. Пришлось сдаваться.

Болотников капитулирует перед Василием Шуйским (wikipedia.org)
Болотников капитулирует перед Василием Шуйским (wikipedia.org)

XVII столетием боевая биография Тулы и Тульской губернии не ограничилась - после трехсотлетней мирной передышки об Тулу в 1941 году разбилось наступление 2-й танковой группы генерала Гудериана, двигавшейся на Москву с юга. Но мы слишком забежали вперед

В условиях почти постоянной тени врага над средневековой Тулой было неудивительно, что в крае началось производство оружия из дедиловской железной руды - поначалу кустарное. Еще в 1595 году был издан указ царя Федора Иоанновича, который освобождал "самопальных кузнецов" Тулы от податей и переводил их на выполнение казенных заказов. Промысел к этому времени, наверное, существовал не первое десятилетие.

В XVII столетии на смену разрозненным самопальным кузням приходят первые металлургические заводы. Основоположниками тульской промышленности стали голландцы - Виниус, Марселиус, Акема. К концу века появляются и местные промышленники - в 1695 году свой первый оружейный завод открыл Никита Демидов.

А тот Тульский оружейный завод, который мы все знаем, возник в 1712 году по указу Петра Великого напротив кремля, по некоторым данным, на месте средневекового тульского городища.

Напротив проходной ТОЗа - памятник его самому известному сотруднику всех времен, воспетому Лесковым. Кстати, Левша ведь по идее не только левша, но еще и косой - как с руками, так и с глазами не из того места. Однако же гвоздики для подковок на аглицкую блоху изготовил!

Не будем забывать, что Левша все-таки был оружейником и как профессионал пытался продвигать переход на нарезное оружие. Но кто и когда в наших высоких кабинетах слушал специалистов?
Не будем забывать, что Левша все-таки был оружейником и как профессионал пытался продвигать переход на нарезное оружие. Но кто и когда в наших высоких кабинетах слушал специалистов?

А напротив Левши, но уже через реку Упу расположен главный туристический аттракцион Тулы, выставка убийственных достижений народного хозяйства - Музей оружия. Его идейный антипод - Ясная Поляна - хоть и считается тульской достопримечательностью, но все-таки за городом.

Музей немногим моложе оружейного завода - был основан при нем в 1775 году как кабинет выставочных образцов продукции. Долгое время он "жил" в бывшем Богоявленском соборе Кремля, где Негодяй застал его в прошлый приезд. Но лет десять назад экспозиция "убойной силы" переехала в новое здание в стиле посткоммунистического лакшери.

Музей оружия - "богатырский шлем".
Музей оружия - "богатырский шлем".

Новая экспозиция на пяти этажах позволила музею существенно расширить ассортимент смертоносных, но в то же время обеспечивающих нашу с вами безопасность экспонатов. Под навороченным "шеломом" собрана четырехсотлетняя история главных мужских игрушек.

Экспозиция начинается с нежно любимого Негодяем XVII века - эпохи расписных теремов и Стеньки Разина у нас и барокко у них. Так что клинки мушкетеров здесь соседствуют с пищалью Федота-стрельца, удалого молодца.

Широко представлена и елизаветинско-екатерининская эпоха "войны в париках". Здесь вы видите пистолеты, сабли и шпаги где-то 1750-х годов - ими вполне могли сражаться Алешка Корсак и его товарищи по несчастью - гардемарины.

Кое-что из этих экспонатов участвовало в присоединении Крыма №1.
Кое-что из этих экспонатов участвовало в присоединении Крыма №1.

Есть здесь и трофейное оружие одряхлевшего ко временам русско-турецких войн, но все еще серьезного противника - блистательной Порты.

Есть в коллекции музея и вовсе экзотические ножи - от малайского криса до загадочного африканского орудия, более всего похожего на ветвистый кактус.

Второй этаж посвящен XVII - XIX векам, а следующий переносит нас в эпоху мировых войн. Здесь можно полюбоваться на кропотливо воссозданный окоп "первой империалистической" - слава богу, без ароматов и вшей.

Но гвоздь этой экспозиции - пулемет системы Максима. Посетитель видит его глазами пулеметчика - сзади. "Максимы" выпускались в Туле по лицензии с 1907 года.

Ну, Максим, не подведи!
Ну, Максим, не подведи!

"Родненькие солдатики" из этих вот окопов вскоре стали красноармейцами, петлюровцами и хлопцами батьки Махно, а их вчерашние командиры подались в Добровольческую армию. И как кольт 45-го калибра стал оружейным символом покорения Дикого Запада, так и пулемет Максима стал стреляющим символом русской революции - особенно если запузырить его на тачанку.

А Виктор Сухоруков в "Брате-2", восторженно лыбясь исполнению детской мечты, сделал с такой штукой решето из джипа "реальных пацанов".

Но у "максимов" есть серьезный соперник в борьбе за звание знакового оружия времени - револьверы системы Нагана.

"Я налётчик Беня-хулиган, пусть вас не смущает мой наган..."
"Я налётчик Беня-хулиган, пусть вас не смущает мой наган..."

Впечатляет, джентльмены, не так ли? По мере приближения к нашим дням будет только круче и киногеничнее.

До новых встреч с Негодяем в Музее оружия!

Краткое содержание предыдущих серий:
Как похорошела Тула при Алексее Дюмине? Поездка в удел "преемника Путина"