Найти тему
script bro | сценаристы

Секретный сценарный ингредиент успеха "Звёздных Войн"

На это ушло 45 лет, но Scriptshadow наконец-то расшифровал секрет успеха "Звёздных войн". И теперь вы можете использовать этот секрет в своих собственных сценариях!

Прошло много времени с тех пор, как я писал о "Звёздных войнах", главным образом потому, что они не упоминались в публичном пространстве.

Команда Lucasfilm, похоже, согласна прятаться, устав от того, что Твиттере подвергает сомнению каждый их шаг. Когда они перезагрузятся, им было бы разумно прочитать эту статью, так как я считаю, что в ней содержится ключ к тому, чтобы снова сделать "Звёздные войны" великими. Или любой фильм, если уж на то пошло.

И действительно, это сводится к одной из самых базовых концепций в сторителлинге.

АКТИВНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Одна из вещей, о которых вы постоянно слышите от меня в статьях, - это АКТИВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ. Активный персонаж - это тот, кто СТРЕМИТСЯ к достижению цели. Причина, по которой активные персонажи так важны для фильмов, заключается в том, что, когда персонаж продвигается вперёд, ОН БЕРЁТ СЮЖЕТ ВМЕСТЕ С СОБОЙ. Вы не можете отправиться за Таносом, не прихватив с собой весь сюжет фильма.

Вот почему активные персонажи так ценны. Их действия пишут фильм для вас. Как только вы переключитесь на реагирующих или, что ещё хуже, пассивных персонажей, вы заметите, что ваш сюжет начинает тормозить.

Если ваша история, скажем, о паре друзей в маленьком городке, которые просто пытаются пережить летнюю скуку, вы имеете дело с двумя пассивными персонажами. А поскольку они никуда не денутся, то и ваш сюжет тоже не сдвинется с места.

Использование активных персонажей должно выходить за рамки вашего героя. В идеале вам нужно, чтобы ваш злодей также был активен. Идея заключается в том, что с одной стороны у вас есть ваш герой, который активно преследует свою цель. С другой стороны, у вас есть свой злодей, который активно преследует свою цель. Затем вы строите историю таким образом, чтобы эти две цели столкнулись. Вот что создаёт весь конфликт в фильме - постоянное пересечение целей.

Вот почему "Крепкий орешек" по сей день остается одним из величайших фильмов в истории. С одной стороны, у вас есть Джон Макклейн, который пытается спасти свою жену (его активная цель). С другой стороны, у вас есть Ганс, который пытается украсть кучу денег (его активная цель). И эти две цели сталкиваются. Джон не может достичь своей цели, не помешав цели Ганса. И Ганс не сможет достичь своей цели, пока Джон продолжает мешать. Там, где эти цели сталкиваются, находится игровая площадка, через которую вы исследуете свою историю.

Но вы можете сделать ещё один шаг вперёд! Что, если не только у вашего героя есть цель и у вашего злодея есть цель... но и у вашего главного второстепенного персонажа тоже есть цель? А что, если вы сделаете его тоже активным?! Именно здесь вы начинаете видеть, как опытные сценаристы отрываются от любителей.

Большинство любителей способны применить всё, о чем я говорил до сих пор. Однако на этом они останавливаются. Они убеждаются, что герой за чем-то охотится, злодей за чем-то охотится, и всё.

Профессиональные сценаристы понимают, что чем больше активных персонажей в вашем фильме, тем больше возможностей для АКТИВНОСТИ. Для СЮЖЕТА. Для КОНФЛИКТА. Для РАЗВЛЕЧЕНИЯ. НА КОНУ ещё кое-что. Идея заключается в том, что чем больше людей вы подталкиваете к своей истории (активные персонажи создают "толчок"), тем больше энергии будет у вашей истории.

Что возвращает нас к оригинальным "Звёздным войнам", которые, как я понял на днях, могут иметь самый активный набор персонажей в истории кино!

Проверим это.

Для начала у нас есть R2-D2. Он наш первый АКТИВНЫЙ ГЕРОЙ в "Звёздных войнах". У него есть чертежи Звезды Смерти, которые он должен доставить в Алдерран. R2-D2 полон решимости заполучить спасательную капсулу и СЕЙЧАС же попасть на планету Татуин.

Сразу за R2-D2 следует Дарт Вейдер, наш злодей и, возможно, персонаж "Звездных войн" с самой сильной целью. Он должен вернуть эти чертежи Звезды Смерти, прежде чем они попадут в руки Восстания, иначе Империя обречена.

Наш следующий активный персонаж - Оби-Ван. Когда он получает сообщение принцессы Леи, он становится основным активным персонажем в сценарии. Он должен доставить чертежи Звезды Смерти с R2-D2 на Альдераан. Так что теперь он прямо в активен.

-2

Конечно, не отстаёт и Люк. Если вы вспомните, то Люк сначала не активен. Он застрял на ферме и не может уехать. Но когда его тетя и дядя убиты, Люк готов помочь Оби-Вану. С этого момента он становится чрезвычайно активным персонажем.

Следующим у нас будет Хан Соло. Хан мог быть легко сконструирован как пассивный и проходной персонаж, просто предназначенный для переноса Оби-Вана и Люка из пункта А в пункт Б. Но что это будет за развлечение? Вместо этого Лукас ставит перед Ханом свою собственную цель. Он должен Джаббе кучу денег. Оби-Ван даёт ему часть денег сейчас, а остальное после того, как они выполнят свою миссию. Поэтому крайне важно, чтобы Хан добился успеха. Теперь ОН сверхактивный персонаж.

Наконец-то у вас есть принцесса Лея. Принцесса Лея была технически активным персонажем раньше всех, так как именно она инициировала миссию по доставке чертежей Звезды Смерти на Альдераан, вставив их в R2-D2. Но из-за того, что она рано попала в плен к Вейдеру, у неё не было шанса проявить свою активность.

Однако, как только они спасают Лею, она, возможно, становится самым активным персонажем в группе, чтобы создать возможности для побега и убедиться, что они доберутся до базы повстанцев в целости и сохранности.

Каждый главный герой "Звездных войн" чрезвычайно активен.

Я не думаю, что это случайность. Я думаю, что это главная причина, почему фильм является одним из лучших за всё время. Опять же, всякий раз, когда вы делаете активным персонажа - вы вставляете в историю единицу "движущейся вперёд энергии".

Сама природа активности заключается в том, что вы пытаетесь подтолкнуть что-то вперёд. Поэтому имеет смысл, что с каждым дополнительным активным персонажем вы добавляете больше энергии в сценарий. В определенный момент, если так много персонажей чего-то хотят, ваш фильм - это гигантская ослепляющая сила, которую невозможно остановить.

Теперь важно помнить, что не все виды активности созданы равными. Кто-то может проявить активность, покрасив свой дом в надежде, что он будет хорошо выглядеть, когда родственники приедут на выходные. Кто-то другой может быть активным, выслеживая человека, который похитил его дочь. Независимо от того, что вы делаете, Активный Охотник за похитителями всегда будет вкладывать в сценарий больше энергии, чем Активный Муж-Художник.

Чем интенсивнее активность, тем больше энергии в истории. Вот где "Звёздные войны" отделяют себя от других фильмов. Мало того, что здесь так много активных персонажей, но все они так сильно хотят своей цели, что привносят в картину безумное количество энергии.

Здесь следует иметь в виду, что "Звёздные войны" - это разновидность Путешествия Героя (Джозеф Кэмпбелл). Это когда персонаж отправляется в путешествие. Я поднимаю этот вопрос, потому что всегда легче сделать персонажей активными, когда они находятся в путешествии. Это потому, что трудно физически переместиться из пункта А в пункт Б путешествия без определенного уровня активности.

Другими словами, у "Звёздных войн" есть преимущество. История построена вокруг "дружественности к активности". Она поощряет активных персонажей. У вас может не быть такой возможности, если вы пишете "герметичный" триллер. Но это не значит, что вы не должны пытаться писать активных персонажей.

На самом деле, я бы всегда начинал с любого персонажа, которого вы создаёте и пытался сделать его активным. Мне всё равно, герой это или 8-й по значимости персонаж в вашем сценарии. Активные персонажи создают сюжетные возможности. Пассивные персонажи уничтожают историю. Трудно придумать сюжетные идеи, если ваши персонажи ничего не хотят.

-3

И просто для ясности, я понимаю, что каждый фильм отличается. Первые 20 минут "Империя наносит ответный удар" технически являются "пассивным" фильмом. Но причина, по которой это работает, заключается в том, что по крайней мере один главный персонаж, Дарт Вейдер, активно преследует что-то. Он пытается найти секретную базу повстанцев, на которую затем нападёт.

Поэтому, даже если вы не можете создать сюжет, в котором все постоянно активны, как в "Звёздных войнах", убедитесь, что как можно больше главных персонажей что-то активно преследуют.

Вот почему, в первом акте "Империя наносит ответный удар", они заставили Люка напасть на Вампу. Это дало Хану цель (найти Люка), которая позволила ему быть АКТИВНЫМ.

Я закончу тем, что задам этот вопрос ещё раз. Случайно ли, что в величайшем фильме всех времен есть шесть самых активных персонажей всех времен? Я так не думаю.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.