Найти в Дзене
ФиалкаМонмартра

Провожу профилактику "звездной болезни" у ребенка

Закончился первый учебный год у младшего сына и после торжественной линейки он вернулся с "добычей" - наградой "Победителю олимпиады Музеи. Парки. Усадьбы" и дипломом за первое место в вокальном конкурсе.

Вот такую статуэтку ребенку вручили, как победителю олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы"
Вот такую статуэтку ребенку вручили, как победителю олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы"

Вернулся довольный, но слегка задумчивый. "Представляешь, мама, - сказал он мне, - а ведь и награду, и диплом дали только мне. Только мне одному - из всего класса. Некоторые мальчики и девочки так расстроились, что даже плакали..." - и я поняла, что настало время для очередной душеспасительной беседы, которые стараюсь проводить регулярно.

...Меня в детстве не хвалили. Вообще. Никогда. Даже за какие-то достижения или победы самая высшая оценка была: "Ну так... Ничего..." Конечно, меня это ранило и обижало. К тому же, я такой человек, что для мотивации мне хотя бы иногда нужно поощрение или признание - сразу оговорюсь - только в том случае, если это заслужено.

Да, мне в детстве очень этого не хватало - дошло до того, что мне тогда стало абсолютно все равно, получается у меня или нет. Я потеряла ко всему интерес. А зачем? Если, например, даже победа в литературном конкурсе или на районных соревнованиях по бегу для родной матери - это всего лишь "ничего"?

В воспитании собственных детей я стараюсь не повторять ошибок моей матери (да, я считаю эту тактику "а чтобы ты не зазнавалась" - ошибочной). Но тут важно четко видеть границу - когда и за что хвалить. Я пришла к выводу, что самая продуктивная похвала - это похвала с объяснением, что именно ребенок сделал хорошо, а не формальное "молодец". Чтобы он не только получил порцию "поглаживаний", но и имел информацию к размышлению и стимул не останавливаться на достигнутом.

К тому же я имела возможность оценить, что из себя представляют перехваленные дети, "словившие звезду" -кто-то, может быть, заслуженно, а кто-то - вообще на ровном месте.

Фото отсюда http://s1.fotokto.ru/photo/full/436/4369364.jpg
Фото отсюда http://s1.fotokto.ru/photo/full/436/4369364.jpg

...В одну группу садика с дочкой ходила девочка Танечка. Очень милый ребенок, симпатичная, яркая. Мы часто шли к дому вместе - ее мама забирала в то же время, да и идти надо было в одну сторону. "Ты моя красавица, ты моя принцесса! Красивее тебя нет никого!" - приговаривала ей мама, пока Танечка в белой курточке валялась на дороге - в каше из грязного снега и реагентов.

Потом Танечку отдали на гимнастику и, отзанимавшись меньше месяца, она заявила в детском саду, что теперь она - великая гимнастка, она тут лучше всех, все должны ее слушаться и во всем уступать. И все это было с подачи мамы...

Еще один яркий случай. Я снималась с мальчиком десяти лет - играла учительницу, а он, соответственно, ученика. Мальчик был с огромным опытом съемок, очень талантливый и даже уже играл в каком-то театре.

...Он появился на съемочной площадке (это был школьный класс) вместе с мамой, опоздав почти на час, окинул высокомерным взглядом группу и заявил: "Ну хоть на съемках посмотреть, как школа выглядит... Мое время слишком дорого стоит, чтобы тратить его на школу." - плюхнулся на стул и залип в планшете.

Когда его позвали на грим, он окинул презрительным взглядом девочку-гримершу и сказал, что, пока ему не дадут пиццу и колу, он работать не собирается.

Он дерзил режиссеру, не слушал, что ему говорят, спорил и скандалил. К тому же играл - не сказать, что гениально. В том же "Ералаше" дети играют на порядок лучше. Из-за этого съемка вместо заявленных двух часов растянулась почти на четыре.

"Давайте уже побыстрее заканчивать, - наконец приказал мальчишка. - вас предупреждали, что в шесть часов я должен ехать на репетицию!" А мама? А мама сидела в уголке и с восторгом наблюдала за сыном, периодически фотографируя его для страницы в инстаграм.

...Для кого-то, возможно, в этом никакого криминала нет, но для меня это ужас ужасный. Поэтому профилактику "не зазнавайся" я провожу регулярно. Среднему сыну - потому что он отличник, младшему - потому что у него обнаружился голос.

Вот и сейчас, услышав про "только мне, одному из класса", я включила зануду (сначала, конечно, порадовавшись и поздравив, сказав, что очень им горжусь) и объяснила

...Что, во-первых, в олимпиаде победителем стала еще одна девочка из его класса, а награду не получила только потому, что поздно подала данные. Статуэтку ей вручат в сентябре.

...Что пройти олимпиаду предлагали абсолютно ВСЕМ в классе, долго уговаривали, но согласились только двое - ты трудился, ты ходил по музеям, ты честно сам отвечал на все вопросы, оформлял бланки - твоя победа ЗАСЛУЖЕННАЯ. Ты заработал ее честно, своим ТРУДОМ, а не потому что ты такой уникальный. Ты ведь не обиделся, что одному мальчику дали блокнотик за участие в сборе макулатуры, а тебе нет, потому что мы ее не сдавали? Не обиделся. Ты понимаешь, что награды выдаются не просто так.

...Что твое первое место в вокальном конкурсе - это процентов десять талант и везение. Вспомни, что ты уже три года занимаешься вокалом, в последние полгода - вообще индивидуально. Вспомни, как мы с тобой готовились, как разбирали текст, как обсуждали. Вспомни, как ты оставался на репетиции и запись видео, когда твои друзья бежали гулять.

То самое видео для конкурса

Я объяснила сыну, что его награды - это не повод для зависти его одноклассников. Это результат долгой работы. Он, безусловно, достоин уважения, но это вовсе не повод для того, чтобы остановиться и почить на лаврах.

Скорее, это должно работать так - чтобы снова чего-то достичь, надо продолжать трудиться. И, самое главное, нельзя зазнаваться, надо помнить, что каждый человек в чем-то хорош, у каждого свои таланты, свои дарования. И не забывать:

Что слава?— Яркая заплата
На ветхом рубище певца.