Найти тему
Русская жизнь

Николай КЕЛИН. КРЕЗ

Крез и Кир II
Крез и Кир II

Неспешно ступая за пыльным щитом
На бронзе гоплитов отряда,
Вступает афинянин славный Солон
В лидийские славные Сарды.

Прослышав о мудрых законах его,
Царь Крез объявил своим гостем —
Того, кто избавил афинский народ
От рабства и тягостных податей.

Надменная свита кичливо стоит,
На “сброд чужеземный” взирая:
Ну вот, оборванцы пришли из Афин,
Ужель вся Эллада такая?!

Сам Крез, получивший известье гонца,
Неспешно выходит к Солону;
Плывёт мимо стен золотого дворца
Его золотая корона.

Спускаются вниз — в кладовые дворца,
Чтоб ведал Солон знаменитый,
Кто нынче любимец Судьбы и Творца,
Счастливейший кто повелитель!

Сокровищница радугою горит,
А Креза тщеславие гложет:
«Ну что же мой гость так упорно молчит,
Пускай хоть словечко уронит».

Но и не подавлен и не поражён,
Презрение не выдавая,
В лице не меняется эллин Солон,
Счастливому Крезу внимая:

«Есть жизни начало и жизни предел
Под властью божественной воли.
Имеется Тьма и имеется Свет,
И поровну — счастья и скорби.

Насколько прекрасно всё в утренний час,
Признай — есть примеры — настолько
Меняется мир, окружающий нас,
Вечерней зарёй освещённый.

О царь, ты сегодня избранник богов,
Над царством богатым всевластен.
Но завтра ведь ждёт неизвестный порог,
Ведь жизнь — не одно только счастье….

Вот слиток — едва удержал — золотой:
Какая приятная тяжесть.
Но — ездить к соседям с поклажей такой
Царю думать нечего даже.

Лишь блеск ослепляет, но форма и вес
От слитков чело отвращают».
«И что знатный гость изменить мог бы здесь?» —
Запальчиво Крез вопрошает.

«Я слышал, мидийцы придумали лить
Металл благородный по форме,
Чтоб мелкое золото всюду носить
С собой — очень даже удобно.

Единый размер. Надпись видима — “Крез…”
И далее — по усмотренью...
Но главное, как понимаю теперь,
Наличие изображенья.

Да-да, ты, счастливый, — на всех золотых!
Да, втрое богаче ты сразу
Стал точно бы, в точности осуществив,
Немедленно, личным указом».

Смешинки не выдал, потупив свой взор
Кодрид из далёкой Эллады,
А Крез понял прямо. И пользу нашёл,
Для собственной выгоды, славы.

«Где видел, Солон, ты счастливей людей,
Признайся — их попросту нету.
И вряд ли таких повстречал Одиссей
В скитаньях по белому свету?»

И с лёгкой улыбкой на царскую речь
Солон отвечает учтиво,
Что в мире, возможно, счастливее есть, —
В родных его светлых Афинах.

«Да кто, — в удивленье Лидиец вскричал,
Такого и быть-то не может!» —
Согражданин Телл, — ему гость отвечал, —
Простой человек, из народа.

Во время войны был хорошим бойцом,
Гнал варваров прочь из Эллады,
Потом оказался хорошим отцом —
Достойные выросли чада».

«А нам, с раздражением вымолвил Крез, —
С такими, как Телл, не сравниться?!»
«Есть жизни начало, и жизни конец,
В ней — всякое может случиться.

И счастливо начатым утром всегда
Нам помнить о том подобает,
Что волей божественною иногда
В несчастие вечер ввергает!»

Солон удалился. Лидийская знать
На отдых его провожает.
Разгневанный Крез, Ариману подстать,
Средь подданных грозно шагает.

«И что за нахал, — говорит, — грубиян!
О нём вспоминать я не буду!.
Пусть в нищие едет свои города,
Подвластные подлому люду!».

Уедет Солон, и забудут о нём,
И царству не нужен он более.
А Крез? Боевым уже правит конём,
Стремится на бранное поле.

Задумал расширить державу отца,
Вот — крепкое собрано войско.
Пускай же трепещут мидийцев сердца,
Покорность — их давнее свойство.

Оракул из Дельф нам победу предрёк,
Не будет ни бед, ни мытарства:
О царь, отправляясь в заречный поход,
Разрушишь великое царство!

Иль боги врагам помогали в войне,
А может напутал оракул, —
Разбит нападавший в чужой стороне
И загнан, как зверь, в свои Сарды.

От гордости пленника нету следа,
В нём Креза признать мудрено бы:
В пыли голова, и в репьях борода,
И сам на помосте прикован.

Вот пламя взметнулось, помост затрещал.
Алеет вернее небо.
«О мудрый Солон!» — трижды Крез прокричал,
Смиренно сгибая колена.

«Кого он зовёт? Что такое Солон —
Герой он, премудрый правитель?
Зачем на костре ему вспомнился он,
Во имя великого Митры?

Ответчик ещё не исчез в угольках.
И — будем, друзья, терпеливы —
Скажи-ка солдатам, мой верный Гарпаг,
Чтоб Креза опять привели бы».

И тот перед Киром вторично предстал.
Поведал Лидиец правдиво,
Как гость из далёких из западных стран
Беседовал с ним терпеливо:

«Учиться чему-то я низким считал,
Его проводил без почёта,
А он ведь судьбы мне тогда предрекал
Коварные перевороты».

В темницу сырую был Крез отведён,
Неделю в неволе томится,
Но — двери открыты, и выпущен он:
«Царь ждёт, соизволь торопиться!»

Идут — мимо стен золотого дворца,
Знакомая вот анфилада,
Но нынче не Крез здесь любимец Творца,
Нелепость средь райского сада.

Задумчив на троне его властелин
Персидской огромной державы,
Лидийского царства теперь господин.
Неужто призвал для расправы?

Суровый Гарпаг из сосуда с водой
Ему предлагает напиться.
И падшего, пленника рядом с собой
Сам Кир призывает садиться:

«Возьми своё царство и правь им опять…
И кланяться больше не стоит.
Уж ты постарайся Афинам отдать
Свою благодарность в поклоне.

Премудрый Солон! Он царя одного
От верной избавил от смерти.
И через тебя я узнал от него,
Что мир должен быть милосердным!»

ПРИМЕЧАНИЯ

Ариман (Ахриман) — божество древних персов, воплощавшее мировое зло. (См.: Д. Чизхолм, Э. Миллард) Ранние цивилизации. М., 1994. С. 77).

Гарпаг — лидиец, получивший от царя мидийцев Астиага приказ — лишить жизни младенца, сына Манданы, ставшего впоследствии царём Киром II. Он этого не исполнил и, согласно переданной Геродотом легенде, был наказан — ему на обед был приготовлен его собственный сын…. По прошествии около 40 лет, посланный против возмутившегося Кира с войском, Гарпаг перешёл на его сторону и тем способствовал падению Мидийского царства. При царе Кире Гарпаг занимал влиятельное положение, помог ему покорить Ионию, Карию и Ликию (Малая Азия), после чего стал «приморским наместником», с резиденцией в Ликии. (См.: Биографические словари и справочники. Под общ. ред. В.В. Журавлёва, В.М. Карева, И.Д. Ковальченко, Д.С. Лихачёва, Ю.В. Прохорова, М.Н. Хитрова, С.О. Шмидта. Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон. Биографии. Том. 3. М., 1993. С. 652; Словарь античности. М., 1993. С. 122).

Гоплиты — тяжело вооружённые пешие воины в древнегреческом полисном ополчении. (Словарь античности. М., 1993, С. 148).

Кир II Великий (древнеперсидск. Куруш) (? — 530 г. до н.э.).

В древней Персии царь (558-530 гг.) из династии Ахеменидов. Геродоту принадлежит легенда о том, как собака вскормила, а пастух воспитал младенца Кира. В 553 г. до н.э. объединил все персидские племена, поднял мятеж против царя мидян (мидийцев) Астиага и после трёхлетней войны захватил престол Мидийской державы. Персы стали имперским народом, они составляли высшую знать и были освобождены от налогов, но привилегии сохранили и многие знатные мидяне. Государство стало называться — Царство Персии и стран.

Кир II — выдающийся государственный строитель и полководец, человек, не знавший страха, весьма энергичный, очень честолюбивый, в то же время отличался великодушием, щедростью, простотой и доступностью в общении с подданными. Обыкновенно щадил побеждённых. Много десятилетий спустя персы называли его «Отец». По отношению к ним он оставался в большей степени патриархальным предводителем, а не автократом-деспотом.

В 549-548 гг. захватил все бывшие владения Мидии, в т.ч. Элам, в 547 г. — Лидию и всю Малую Азию вместе с прибрежными греческими городами, в следующие несколько лет — некоторые государства Восточного Ирана, в т.ч. Бактрию с её владениями в Согде, индоарийское царство Гандхару и страну припамирских саков.

В 539 г. Кир двинулся против Вавилонии и овладел ею без особого труда, причём ему достались все владения этой державы вплоть до Средиземного моря.

В 530 г. он вернулся к восточной границе своего государства и отправился в поход против кочевников-массагетов (Средняя Азия); в решающей битве с ними потерпел полное поражение и погиб. (Советская историческая энциклопедия. 7. М., 1965. С. 252, 253; Ладынин И.А. и др. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. М.: Филол. О-во «Слово»; Изд-во Эксмо, 2004. С. 150, 151).

Кодрид — т.е. здесь — Солон из рода Кодридов.

Крез — последний царь Лидии (560—546 гг.). Значительно расширил доставшееся от отца — Алиатта — Лидийское царство. Подчинил греческие малоазийские города (Эфес, Милет и др.) Захватил почти всю западную часть Малой Азии до р. Галис. В поговорку вошло богатство Креза. Был эллинофилом. Посылал щедрые дары греческим храмам (Эфес, Дельфы), стремился приобщить Лидию к греческой культуре.

С его именем связано тёмное предсказание пифии, дельфийской прорицательницы, что Крез разрушит большое государство, если перейдёт р. Галис. Это предсказание сбылось только в отношении его страны.

Стал первым чеканить золотую монету. В войне с персидским царём Киром II был разбит в Каппадокии, столица Лидии Сарды была захвачена (547 г.), Крез взят в плен (546 г.). По одной версии (Геродот и большинство греческих историков), Крез был приговорён к сожжению на костре, но Кир помиловал его. Когда костёр был уже готов и на него возвели связанного Креза, он вспомнил слова, сказанные ему однажды Солоном — о том, что назвать счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям — это дело неверное, лишённое смысла. Крез трижды воскликнул: «О, Солон!». Кир удивился и послал спросить, что за человек или бог этот Солон, к которому Крез взывает. Узнав о содержании беседы Креза с Солоном, Кир освободил Креза и затем относился к нему с уважением. (См.: Советская историческая энциклопедия. 8. М., 1965. С. 53; Г. Хафнер Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М., 1984. С. 159.)

Митра — один из главных индо-иранских богов. Бог дневного света, податель жизни. Бог договора. Воплощал в себе доброжелательную сторону человеческой сущности. Включён в пантеон зороастризма. Ему поклонялось население областей Передней Азии, находившихся под иранским влиянием. (См.: Советская историческая энциклопедия. 9. М., 1966. С. 502.)

Солон (между 640 или 635 — ок. 559 гг. до н.э.). Политический деятель и социальный реформатор древнегреческих Афин. Из знатного, но небогатого рода Кодридов. Занимался морской торговлей, путешествовал по Греции, Ионии, был в Египте, на Кипре, в Лидии (после 593 г.). Прославился как военачальник.

Будучи архонтом, проводил социально-политические реформы в интересах демоса. Особенной известностью пользуется сисахфия, т.е. снятие долговых камней с земельных участков бедноты, означающая отмену поземельной задолженности, освобождение от рабства должников на родине и выкуп проданных за границу, запрещение на будущее долгового рабства.

Установил земельный максимум. Реформа проводилась также в интересах торгово-ремесленных слоёв населения. Реформировал государственный строй (принцип имущественного ценза), уголовное право. Им введено понятие политической амнистии. Значительно усилил влияние народного собрания (экклесии). (См.: Советская историческая энциклопедия. 13. М., 1971. С. 332, 333.)