Гусарские полки «новой волны» Фридрих IIначал создавать накануне Второй Силезской войны, после того, как первые прусские гусарские полки завершили свое обучение и превратились в полноценные боевые единицы, способные противостоять великолепным австрийским гусарам и пандурам. В течение 1743 - 1744 годов были сформированы два очередных полка - «Желтые» (чаще их называли «Канарейки») и «Красные» гусары. Эти полки обучались по той же «программе», что и первые гусарские подразделения, теми же инструкторами, освободившимися после завершения подготовки первых шести полков. В связи с военными действиями обучение новых гусар шло ускоренными темпами - они даже успели принять участие в заключительных боях Силезской войны. Затем все гусарские части Фридриха Великого активно сражались в Семилетней войне. В ходе этой войны прусская легкая кавалерия пополнилась батальоном «Новых черных гусар», вскоре выросшим по составу до полка. Однако его появление не увеличило численности гусарских подразделений: как раз в это время король расформировал «за трусость» полк «Красных гусар». И уже после Семилетней войны был создан полк «Новых канареек», который ввиду своего позднего появления в сражениях Фридриха Великого участия не принимал. Особняком в строю этих «цветных» полков стояли «боснийцы», которые, по сути, гусарами не являлись, хотя по прихоти короля Фридриха таковыми считались. Длительное время «боснийцы» представляли собой лишь эскадрон, приписанный к 5-му гусарскому, и полноценным полком они стали на склоне жизни Фридриха Великого, когда король Пруссии уже не вел никаких войн.
7-й гусарский полк («Желтые гусары» или «Канарейки»)
Полк «Желтых гусар», сразу же получивший среди соратников прозвище «Канарейки», был создан в 1743 году. Во время 2-й Силезской войны шефом пока являлся Петер фон Дьюри. В Семилетнюю войну должность шефа «Желтых гусар» занимал Пауль фон Малаховски.
Форма 7-го гусарского: прозвище «Канарейки» гусары 7-го полка получили за яркий, пестрый вид своей униформы. Их доломан имел насыщенный желтый («лимонный») цвет; такого же цвета были воротник и обшлага на доломане. Ментик и чикчиры - голубые, голубыми были и кокарды на мирлитонах унтер-офицеров; шнуры и пуговицы – белые. Меховая отделка ментика – черная у рядовых и белая у офицеров. Кушак голубой с белыми перехватами; ташка тоже голубая с белым галуном, вальтрап - желтый с голубыми «волчьими зубами» и белой выпушкой
Офицеры отличались серебряными галунами, в том числе двойным галуном доломана и ментика, окружавшим шнуры на груди. Традиционным отличием командиров были офицерская кокарда на мирлитоне и его обшитое галуном «крыло», а так же серебристый кушак с белыми перехватами. У трубачей так же традиционно обшивалось галуном «крыло» мирлитона (плюмаж на мирлитоне был желто-голубым); шнуры у трубачей «Канареек» - бело-голубые, как и обшивка «крылец» на плечах.
В 1771 г. форма «Канареек» немного изменилась: по приказу «сверху» гусарам пришлось изменить цвет воротника и обшлагов на доломане с желтого на голубой.
Боевая история полка: в Силезской войне полк сражался при Кессельсдорфе (15.12.1745); в Семилетней войне – при Праге (6.05.1757), Гросс-Егерсдорфе (30.08.1757), Лейтене (5.12.1757), Цорндорфе (25.08.1758), Кай (23.07.1759), Миндене (1.08.1759) и Кунерсдорфе (12.08.1759).
8-й гусарский полк («Красные гусары»)
8-й гусарский, получивший из-за цвета мундиров прозвище «Красные гусары», создавался и обучался в разгар Силезских войн, и успел принять участие только в одном крупном сражении Второй Силезской – 4.06.1745 при Хохенфридберге. Шефом полка в это время был Сигизмунд фон Халласц. В Семилетнюю войну «Красные гусары» воевали тоже относительно недолго. В 1757 году они приняли участие в сражениях при Колине, Бреславле, Росбахе и Лейтене. Боевая карьера 8-го гусарского прервалась 20 ноября 1759 года, когда 13-тысячный прусский корпус генерала фон Финка, в который входили и «Красные гусары», был окружен 26-тысячной австрийской армией. После недолгой имитации сопротивления (потерь с обеих сторон почти не было) фон Финк сложил оружие; 8-й гусарский в полном составе вместе со всем корпусом сдался в плен. Возмущенный сдачей Фридрих помимо наказаний другим частям приказал расформировать и «опозорившийся» гусарский полк. Король был убежден, что легкие кавалеристы на своих быстрых конях могли прорваться сквозь вражеское кольцо и уйти, а потому они были обязаны это сделать. Объявив «Красных» трусами, Фридрих отказался от «этого сброда», и приказал вообще забыть, что этот полк существовал. С тех пор 8-ым гусарским стали считать полк «Новых черных гусар» фон Беллинга, который до этого проходил, как 9-й гусарский…
Униформа 8-го полка была стандартной для прусских гусар; причем и доломан, и ментик, и чикчиры, и воротник с обшлагами имели темно-красный цвет. Темно-красным был и кушак, перехваченный белыми гомбами. Белыми были только шнуры и пуговицы (у офицеров серебрёные). Унтер-офицеры выделялись серебряным кантом на обшлагах и красной кокардой на мирлитоне. Трубачи имели серебряную окантовку «крыла» мирлитона, бело-красный плюмаж и шнуры, белый галун с двумя красными выпушками на «крыльцах». Мундиры офицеров обшивались серебряным галуном. Ташка у рядовых черная, у офицеров - красная с серебряными вензелем и галуном. Вальтрапы на лошадях полка - красные с красными же «волчьими зубами», окантованными белой выпушкой. Ремень патронной сумки в этом полку носился через левое плечо – не только офицерами и унтер-офицерами, но и всеми рядовыми.
9-й гусарский полк («Новые черные» или «Полная смерть»)
Этот полк Пруссии постоянно путают с 5-м полком «Гусар смерти» из-за одинаковой черной формы. Полк «Новых черных гусар» или «Ganze Tod» («Полная смерть») формировался уже в ходе Семилетней войны, на всем протяжении которой шефом этой части был ее создатель Вильгельм фон Беллинг, Поэтому в исторической литературе полк обычно проходит под своим официальным названием «Гусарский полк фон Беллинга». Упоминание о нем как о «Черных гусарах» обычно приводит к путанице – этот полк начинают принимать за 5-й, тот, который «черный с черепом» (хотя и имя порой не помогает – в некоторых изданиях 5-й полк называют «полком фон Беллинга»).
«Новые черные» не сразу стали полком: в 1758 году было сформировано только пять эскадронов, поэтому часть называлась «Батальоном фон Беллинга». Тем не менее, «Новые черные» активно участвовали в «малой войне» и даже «отметились в крупном сражении – под Кунерсдорфом (12.08.1759). Постепенно численность эскадронов «Полной смерти» была доведена до 10, и в середине войны батальон был переформирован в полк. Гусары фон Беллинга из-за формирования в военное время не успели получить «спец- подготовку» по «полной программе Цитена», и потому не обладали той же сплоченностью, как другие гусарские полки Пруссии. Поэтому командование почти не применяло «Полную смерть» в крупных сражениях (кроме битвы под Кунерсдорфом «Новые черные» «засветились» еще только в сражении при Фрайберге 29.10.1762). Тем не менее «Черные» фон Беллинга очень активно участвовали в боевых действиях – их уделом стала «малая война», проводившаяся зачастую партизанскими методами. И в бесчисленных разведках, разъездах, рейдах и мелких стычках «Новые черные» стяжали себе известность и громкую славу.
Поначалу часть фон Беллинга считалась 9-м гусарским, но через некоторое время после расформирования «Красных» гусар «Новые черные» получили «освободившийся» 8-й номер (чехарда с номерами наряду с черным цветом мундиров еще больше усугубила неразбериху, в которой путались, и до сих пор путаются многие исследователи и любители военной истории).
Униформа гусар фон Беллинга была фактически одинаковой с формой «Гусар смерти» - те же мрачно-черные мирлитон, доломан, ментик, чикчиры, ташка и седельный вальтрап. Различия заключались в элементах отделки. Пуговицы не белые, а желтые; шнуры, воротники и обшлага рукавов доломана, «волчьи зубы» на ташках и вальтрапах у «Новых черных» были зелеными; зелеными с белыми перехватами (а не красными, как у 5-го) были и кушаки гусар фон Беллинга (но другие исследователи говорят о зелено-желтых, и даже полностью черных кушаках). В отличие от «Гусар смерти» ментики солдат «Полной смерти» оторачивались белым мехом, черная оторочка в полку фон Беллинга была только у офицеров. Заметным отличием, породившим второе прозвище «Новых черных» - «Полная смерть» - был рисунок на передней части мирлитона: в отличие от черепа с костями у «Гусар смерти» мирлитон гусар фон Беллинга нес изображение лежащего скелета и надпись «Vincere aut Mori» («победить или умереть»). На мирлитонах унтер-офицеров вместо изображения скелета крепилась зеленая кокарда, у офицеров – металлическая офицерская кокарда. И младшие, и старшие командиры «Новых черных» выделялись нашивками из желтого (у офицеров золотого) галуна; таким же галуном обшивались «крыльца» на плечах трубачей (которые имели на груди доломана и ментика не зеленые, а желто-черные шнуры).
Так получилось, что гусары фон Беллинга гордились своими «страшными» мундирами только до тех пор, пока не кончилась Семилетняя война. Уже в 1764 году приказом короля полк был полностью переодет. Гусары фон Беллинга получили униформу предыдущего 8-го полка (того, что был расформирован во время войны), и превратились из «Новых черных» в «Новых Красных гусар»! Видимо, таким указом Фридрих Великий хотел «убить двух зайцев»: прекратить конкурентную путаницу между двумя «черными» полками, а так же боевой славой гусар фон Беллинга «заглушить» память о трусости предыдущих «Красных». Не знаю, «подсластил» ли он этим переодеванием горечь воспоминаний о капитуляции «первых Красных», но то, что король своим указом обеспечил еще бОльшую «головоломку» для будущих военных историков – это однозначно! При этом при изучении темы у меня возник вопрос, на который я не нашел ответа. Отказались ли при переодевании «Новые красные» от своих мирлитонов с изображением «Полной смерти», или рисунки скелетов на своих шапках они носили и при красной форме?
10-й гусарский полк («Новые канарейки»)
Полк был создан уже после Семилетней войны - в 1773 г, и потому в боях не участвовал (если не считать «Картофельной войны» 1778 года, в которой пруссаки не столько воевали, сколько просто маневрировали, по пути обжирая – в прямом смысле этого слова! - баварских крестьян). Шефом полка с момента его создания был Карл фон Оштин.
Униформа 10-го гусарского была очень похожа на форму «Канареек» из 7-го полка. В ней основными тоже были желтый и синий цвета, распределенные так же, как и в 7-м полку. Так же, как и «Канарейки», гусары 10-го носили желтый доломан; ментик и чикчиры у них были синими. Отличие заключалось в отделке. В 10-м полку воротник и обшлага доломана были синими, шнуры и галун – не белые, как 7-м, а красные. Зато белым был мех ментика рядовых гусар (у рядовых «Канареек» мех темный). Кушак – малиновый с синими перехватами. Ташка - синяя с красным коронованным вензелем «FR» и желтым галуном по краю в форме «волчьих зубов» (у офицеров ташка обкладывалась серебряным галуном). Вальтрапы на лошадях у 10-го полка отличались от вальтрапов 7-го полка реверсной расцветкой: они были синими с желтыми «волчьими зубами» и красной выпушкой (в то время как в 7-м вальтрапы были желтыми с синими «зубами» и белой выпушкой). Трубачи 10-го полка носили на мирлитоне красный плюмаж; красной была и кокарда на мирлитоне трубачей и унтер-офицеров. Кроме того, трубачи выделялись красно-синими шнурами, красным галуном с синими просветами вокруг шнуров на груди доломана и ментика, а так же на плечевых «крыльцах».
9-й гусарский (второй 9-й) полк («Боснийский»)
Этот «Боснийский гусарский полк» – самая большая загадка армии Фридриха Великого. Почему эта наемная пикинерная часть была причислена к гусарам – ведомо только самому королю Пруссии…
Боснийский наемный корпус формировался из украинских пикинеров, причем создававший его албанский ювелир Стефан Серкис собирался продать эту часть не Пруссии, а саксонской армии. Но что-то там у них не задалось (скорее всего, не сошлись в цене), и корпус получил «от ворот поворот». Тогда Серкис предложил услуги своих пикинеров Пруссии. Фридриху же кавалеристы были нужны «позарез» - шла Вторая Силезская война. В результате в 1745 году боснийский пикинерный эскадрон был прикомандирован к 5-му «Черному» гусарскому полку.
В содружестве с «Гусарами смерти» боснийцы участвовали в Семилетней войне. Причем использовавшиеся ими на поле боя пики оказались очень эффективным оружием, и Фридрих решил расширить эту часть до уровня полка. Нанимая где только можно рекрутов восточного происхождения, прусский король довел к 1763 году количество «боснийцев» до 10 эскадронов. Однако большое количество не всегда означает хорошее качество. Собранные «с бору по сосенке» пикинеры показали Фридриху, что такое «настоящая восточная вольница». Они «плевали» на самое святое для немца – на дисциплину, и совершали «подвиги» не столько в бою, сколько при грабеже местного населения. В результате сразу после окончания войны Фридрих был вынужден разогнать весь этот сброд буйных мародеров, дискредитировавший само понятие «армия». Отобрав только самых дисциплинированных из этих грабителей, король свел их в единственный оставленный в строю эскадрон. Однако Фридрих не оставил мысли пополнить свою кавалерию пикинерным полком. Только теперь рекрутов для него отбирали медленнее и тщательнее, благо, этой неторопливости благоприятствовала мирная обстановка. В результате к 1770 году численность пикинеров возросла до 5 эскадронов, и их выделили в отдельный, почему-то «гусарский боснийский» полк, который на протяжении последующих лет постепенно был доведен до штатной численности в 10 эскадронов.
Форма: первоначально униформа боснийцев имела довольно пестрое смешение национальных стилей Востока, которые сохраняли рекруты, поступавшие в часть из самых различных восточных областей. Именно поэтому в одеждах «боснийских гусар» существовало большое разнообразие, которое трепетно относившееся к армейскому мундиру германское командование пыталось свести хоть к какому-то единообразию. Благодаря поистине титаническим усилиям кавалерийских генералов и самого короля «боснийский гусар» постепенно стал выглядеть следующим образом. На голове - белый тюрбан, наматывавшийся вокруг красной шапки; слева на нем крепились смешанные красные и белые перья. На теле - красный жакет с белым галуном, шедшим по краю воротника и обшлагов; на ногах - мешковатые красные штаны турецкого стиля с белым лампасом по бокам. Грудь жакета офицеров и унтер-офицеров была украшена тремя шнурами, оканчивающихся кисточками (серебряными или белыми соответственно). Поверх жакета «боснийцы» надевали длинный черный кафтан с воротником и широкими рукавами, по шву которых шла белая выпушка. Снаряжение было из черной кожи; черным был и седельный вальтрап, отороченный красными «зубами».
После разгона «мародерствующей сволочи» для пикинеров, оставшихся в строю боснийского эскадрона, была введена более единообразная форма, в которой причудливо сочетались черты европейского обмундирования со стилизацией «под Восток». Летняя форма «боснийского гусара» стала полностью красной с белой выпушкой. Жакет приобрел вид гусарского доломана, но без шнуров на груди; а вот красные штаны «боснийцев», хоть и несколько изменили вид, остались широкими и мешковатыми, имитируя «восточный стиль», не характерный для Европы, ходившей в узких штанах. «Европейским» элементом этих «восточных» штанов стали вертикальные карманы с белой выпушкой, добавленные на шаровары. Подпоясывались «боснийцы» красными кушаками (офицеры – серебряными). Тюрбаны с голов «восточных гусар» исчезли; их заменили введенные в 1762 году меховые кольбаки коричневого или черного цвета; к кольбаку крепился плюмаж. Эти меховые шапки «боснийцев» не имели шлыка; их дно было красным, а справа свисали шнуры оканчивающиеся ракетками. Снаряжение было из черной кожи. Ремень патронной сумы рядовые носили через левое плечо, унтер-офицеры – через правое. Белый карабинный ремень (панталер) так же носился через левое плечо. Офицеры отличались красным длинным кафтаном с тремя рядами серебряных шнуров на груди и серебряной выпушкой шла по воротнику, краям обшлагов и вертикальным карманам.
Как уже говорилось, красная униформа была летней. Зимой, все чины надевали поверх нее длинный черный кафтан с черными обшлагами; воротник был из серого меха с белой выпушкой. По верхнему краю обшлагов унтер-офицеров шел серебряный галун. Грудь кафтана была украшена тремя рядами пуговиц и шнурами, оканчивающимися кисточками. Офицерский зимний кафтан также был черным, с серебряной выпушкой, шедшей по краю воротника, обшлагов и вокруг карманов; воротник был красным. На груди кафтана располагались три ряда пуговиц, между ними нашивались гусарские шнуры, оканчивающиеся кисточками.
Трубачи одевались как рядовые, но имели на красном жакете черные «крыльца», украшенные белым галуном с красной прожилкой. На головах трубачей по традиции прусских гусар были не кольбаки, а мирлитоны (но не черного, а красного цвета). Этот мирлитон имел черное «крыло», красную кокарду спереди, и белый плюмаж с красным основанием. Черный зимний кафтан трубачей украшался бело-красным музыкантским галуном на обшлагах, и такими же шнурами на груди.
Древки пик «боснийцев» раскрашивались в красные и черные спирали. На пики крепились флюгера, цвета которых, в зависимости от роты или эскадрона, варьировались всеми цветами радуги. Флюгера пик офицеров и унтер-офицеров были двуцветными. В верхней черной части флюгера изображалось золотое солнце, а в нижней белой - летящий черный орел, коронованный золотой короной. Для офицеров флюгера изготавливались из шелка, древко их пик было выкрашено в белый цвет.
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Создание прусских гусар
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Организация и форма
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. «Старые» полки
Тяжелая кавалерия Пруссии (1): кирасиры Фридриха Великого
Тяжелая кавалерия Пруссии (2): драгуны Фридриха Великого
Прусская армия: пехота Фридриха Великого
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории