Название повести имеет символический смысл. «Крейцерова соната» (1802 г.) - это произведение Людвига Ван Бетховена, более известное как Соната №9 для скрипки и фортепиано. Первоначально она посвящена скрипачу Джорджу Брижтауэру, кем и была впервые исполнена. Произведение было написано для камерных концертов. В печать соната вошла с посвящением Родольфу Крейцеру.
Но какую же связь имеет Толстой с музыкой? Дело в том, что Лев Николаевич, высоко ценивший музыку и считавший ее одном из главных сфер искусства, был от природы одарен необычайной музыкальностью. В молодости он даже увлекался игрой на фортепиано. Толстой восхищался Бахом, Генделем и Шопеном. Часто слушал произведения Моцарта и Бетховена. По словам биографа Льва Николаевича П.И. Бирюкова «Крейцерова соната» в исполнении скрипача Ю.И. Лясотты и С.Л. Толстого произвела большое впечатление на писателя. Это событие стало одним из стимулов к написанию повести. Толстой был так впечатлен сонатой, что предложил художнику И. Е. Репину и актеру В.Н. Андреева-Бурлаку, слушавших вместе с ним сонату, изобразить чувства, которые вызвало в них это произведение, с помощью близкого каждому искусства: Репину – написать картину, Андрееву-Бурлаку – рассказ.
Только на созерцании музыки Толстой не останавливался: писателя сильно занимала философская природа музыки. Лев Николаевич много размышлял над тем, какие чувства вызывает музыка, как отдельные звуки сливаются воедино и в чем заключается волшебство воздействия музыки на человека. Наиболее близки Толстому философские взгляды Артура Шопенгауэра. Лев Николаевич переводил труд Шопенгауэра «Мира как воля и представление» (1818 г.) и 30 августа 1869 г. отправил Фету письмо, в котором назвал философа «гениальнейшим из людей».
Толстой согласился с Шопенгауэром в том, что музыка является самодостаточным искусством. В разделе «К метафизике музыки» Шопенгауэр утверждает, что музыка выражает внутреннюю сущность всех явлений, не имея отношения к конкретным событиям: «Она не выражает поэтому той или другой отдельной радости, той или другой печали, муки, ужаса, ликования, веселья или душевного покоя: нет, она выражает радость, печаль, муку, ужас, ликование, веселье, душевный покой вообще, как таковые сами по себе, до известной степени in abstracto, выражает их сущность без какого-либо побочного дополнения и без мотивов к ним. Тем не менее мы понимаем ее в этой извлеченной квинтэссенции в совершенстве», - пишет Шопенгауэр. По словам философа музыка – это всеобщий язык чувств и страстей.
В идеях Шопенгауэра Толстой нашел подтверждение своим мыслям о том, что музыка способна раздражать, будоражить человека, и писатель с большей уверенностью стал утверждать, что в этом ее «страшная сила». Лев Николаевич говорил: «Когда слушаешь музыку, потом остается еще что-то, как будто недоговоренное, неудовлетворяющее. И это совершенно верно».
Больше всего эмоций у Толстого вызывало творчество Бетховена. Оно возбуждало в душе Льва Николаевича самые разные чувства. Писатель был убежден, что музыка должна вызывать спокойствие и умиление, а не возбуждать страсти, поэтому Толстой с некой опаской относился к музыке Бетховена. Она слишком сильно его захватывала. Тем не менее во многих произведениях Льва Николаевича упоминается творчество этого композитора, например: в романе «Детство» писатель говорит о влиянии музыки Бетховена на Николеньку, так же в финале романа «Воскресенье» Нехлюдов, слушая Пятую симфонию, не может сдержать слез.
С возрастом Толстой все больше начинал бояться воздействия музыки Бетховена, так как понимал, что она вызывает в нем чувство радости, умиления и ужаса одновременно. После творческого кризиса 1870-1880-х эти настроения все больше овладевали автором. «Крейцерова соната» была написана в подтверждении теории, что музыка может быть опасной для человека.
Лев Николаевич много рассуждал о том, какие чувства вызывает в нем Крейцерова соната. Он говорил, что «введение к первой части предупреждает о значительности того, что следует, что затем неопределенное волнующее чувство, изображаемое первой темой, и сдержанное, успокаивающееся чувство, изображаемое второй темой,— оба приводят к сильной, ясной, даже грубой мелодии заключительной партии, изображающей просто чувственность». Потом Толстой отказался от мысли, что эта мелодия является отображением чувственности: музыка не может изображать какое-то особенное чувство, а лишь чувство в общем – «эта мелодия есть изображение вообще ясного и сильного чувства, но какого именно, определить нельзя».
Итак, как мы знаем, в повести поднимается проблема чувственности, которая не поддается никакому контролю. Толстой связывает чувственность и чувствительность с двумя явлениями: музыка и женская красота способны оказывать гипнотическое влияние. Автор утверждает, что женщина имеет абсолютную власть над мужчиной благодаря воздействию на его чувственность: специально флиртует, носит привлекательные наряды, необычные прически и т.д. Музыка же имеет похожий эффект: «… страшная вещь музыка… Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом… мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу…».
Музыка играет важную роль в повести. Именно она сближает жену Позднышева и приезжего музыканта Трухачевского. Герой, считавший музыку чем-то раздражающим, полностью отвергает и традицию домашних концертов: «Люди занимаются вдвоем самым благородным искусством, музыкой; для этого нужна известная близость, и близость эта не имеет ничего предосудительного… А между тем все знают, что именно посредством этих самых занятий, в особенности музыкой, и происходит большая доля прелюбодеяний в нашем обществе». Исполнение Сонаты №9 на домашнем концерте стало переломным моментом для Позднышева. Она натолкнула его на мысли о том, почему такая музыка должна играть в обществе декольтированных дам, которые обмениваются последними сплетнями. Вся обстановка как будто снижает пафос и значительность произведения, которое должно играться «при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие музыке важные поступки». Чувства, вызванные музыкой и не нашедшие выплеска, губительно влияют на человека – они тревожат, волнуют, раздражают его, заставляют видеть то, чего раньше не видел. Что и случилось с главным героем. После прослушивания сонаты Позднышев уже по-другому смотрел на жену и музыканта: он вдруг точно убедился, что между ними есть связь. Он стал замечать мимолетные, пылкие взгляды влюбленных, попытки жены вести себя как можно естественнее и непринужденнее, что стало выглядеть для героя деланным и ненатуральным. Возможно, это стало одним из главных стимулов к размышлениям об убийстве жены.
Источники:
Толстой Л.Н. Письма. 219. A. A. ФЕТУ
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление
Ахметова Г.А. Повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» и «Метафизика музыки» А. Шопенгауэра
Линков В.Я. Комментарии. Л.Н. Толстой. Крейцерова соната
Толстой Л.Н. Крейцерова соната.