Первый концертный альбом Rainbow «On Stage», записанный в 1976-м и изданный в 1977-м, получился настолько убойным, что послужил самой настоящей матрицей, по которой создавались «концертники» многих других хард-роковых и даже металлических групп.
Альбом Rainbow «On Stage» я услышал в самом конце 1977 года, на новенькой малазийской пластинке, на которую были впихнуты оба диска с фирменного релиза за счет очень многих вырезанных кусков. В частности, был вырезан «Блюз» в «Man On The Silver Mountain», гитарное вступление перед «Sixteenth Century Greensleeves», соло на органе в «Still I'm Sad» и много чего еще. Эту пластинку привез один знакомый моряк из Сингапура, с нее и началось мое знакомство с «On Stage».
Но, слава Богу, вскоре я услышал и фирменный вариант на двух немецких пластинках, когда другой мой знакомый привез этот альбом из Германии. Правда, альбом обошелся ему в кругленькую сумму, которая превышала стоимость его на черном рынке в СССР, но тут следует учитывать, что в конце 77-го фирменных вариантов «On Stage» у нас еще не было.
Но дело было не в этом. Даже учитывая мощь «Райсинга», который паровым катком прокатился по советским меломанским мозгам, первый концертник Rainbow произвел на всех впечатление еще более мощное. До этого эталоном концертного рок-альбома у нас был Deep Purple «Made in Japan», но «On Stage» его переплюнул. И когда в итоге он все же появился на черном рынке, он стоил дороже «Мэйд ин Джапана». Правда, впоследствии цены на оба альбома сравнялись, но тем не менее!
Итак, альбом Rainbow «On Stage» стал буквально музыкальной сенсацией тех лет, и сегодня занимает достойное место в пантеоне всемирной рок-музыки. Можно даже сказать, что это самый настоящий эталон концертного рок-альбома, и не только 70-х, а и по сей день. Даже DP «Made in Japan» и тот заметно легче, потому что является, по сути, рок-н-ролльным произведением, а вот «On Stage» - это самый настоящий металл самой высшей категории. Ричи Блэкмор тут наигрывает на своей гитарке совсем другие, гораздо более тяжелые риффы, к былому «дип перпловскому» рок-н-роллу отношения уже не имеющие.
В общем, альбом этот с полным правом можно считать гениальным, и поэтому интересно узнать, в каких же условиях он записывался.
Для создания альбома были подобраны композиции, записывавшиеся на концертах в Германии и Японии в сентябре и декабре 1976 года соответственно. Интересный момент – из сессий, сделанных в сентябре в Германии позже, в 1990 году, вышел на виниле еще один двойной концертный альбом Rainbow– «Live in Germany 1976» (фото выше), который имеет совпадение с «On Stage» по одной композиции, записанной на концерте в Мюнхене 29 сентября 1976 года – «Kill The King». В остальном альбомы различаются, хотя контент записывался на одних и тех же концертах в одни и те же дни декабря.
А теперь рассмотрим качественный состав альбома, который в 1977 году стал совершенной сенсацией в рок-мире.
Сторона 1:
1). Introduction (1:03). Вступление, открывающие все концерты Rainbow. Записано в Нюрнберге 28 сентября 1976 года. Мартин Берч, продюсер, отыскал самый удачный вариант из всех выступлений группы, и впаял его в начало альбома.
2). Kill The King (5:32). А эта песня была записана в Нюрнберге 29 сентября. Мартин вставил ее после вступления так, что даже незаметно, что это два совершенно разных куска. Композиция была написана сразу после выхода в свет альбома «Rising», и с тех пор игралась на каждом концерте группы вплоть до ее перезаписи в 1978 году для студийного альбома «Long Live Rock 'n' Roll». Кстати, на альбоме 1990 года «Live in Germany 1976» был взят именно этот вариант.
3). «Man On The Silver Mountain» (11:12). Композиция состоит из четырех кусков, два из которых – импровизация «Blues» и «Starstruck» записаны на вечернем концерте в Токио 16 декабря 1976-го, а открывающая и завершающая части «Man On The Silver Mountain» - на утреннем концерте того же дня. Мартин Берч очень искусно все части соединил друг с другом.
Сторона 2:
4). Catch The Rainbow (15:35). Песня занимает всю вторую сторону первого диска. Записана была в Осаке 9 декабря 1976-го.
Сторона 3:
5). Mistreated (13:03). Записана в Кёльне (Германия) 25 сентября. Песня принадлежала репертуару Deep Purple (а потом и Whitesnake), но Ронни Дио ее спел так хорошо, что она вплоть до его ухода из группы являлась чуть ли не изюминкой каждого концертного выступления Rainbow.
Сторона 4:
6). Sixteenth Century Greensleeves (7:36). Запись сделана 16 декабря на вечернем концерте в Токио.
7). Still I'm Sad (11:01). Запись 28 сентября в Нюрнберге. Эта «старинная» композиция пера музыкантов группы Yardbirds вошла на первый альбом Rainbow как инструменталка. Но она так нравилась Дио, что он решил также поучаствовать в ее исполнении и уговорил Блэкмора присовокупить к ней и текст.
Альбом Rainbow «On Stage» получился настолько удачным, что в Великобритании, Германии и некоторых других странах он продавался гораздо лучше, чем даже ударный «Rising». Правда, в США предыдущему студийному альбому он уступил, но ненамного.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О RAINBOW НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising»
Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства
Три самых тяжелых альбома 1976 года, на самом закате эры классического хард-рока