Найти тему

КАК ЧТЕНИЕ СКАЗОК РАЗВИВАЕТ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Знание о том, как работает мозг, следовало бы преподавать в школе в качестве базовой дисциплины, в противном случае остальные полученные в ней знания непоправимо падают в цене. (А.Курпатов)
Знание о том, как работает мозг, следовало бы преподавать в школе в качестве базовой дисциплины, в противном случае остальные полученные в ней знания непоправимо падают в цене. (А.Курпатов)

Кто из нас в детстве не любил, когда вечером или перед сном, родители сажали нас на колени, обнимали нас и читали нам сказки. «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Теремок», «Царевна-Лягушка»… да сколько их было. Были и любимые сказки. Эти сказки мы просили нам перечитывать несчетное количество раз.

И каждый раз, когда начинал звучать заботливый родительский голос, и наши мамы и папы в красках озвучивали приключения сказочных героев. То тревожным басом, то радостным солнечным голоском. Мы, то замирали от страха, то плакали навзрыд, то радовались и заливисто смеялись. В нашем воображении мелькали образы героев сказок и мы переживали вместе с ними. Наш детский мозг представлял их абсолютно явно, как будто мы смотрели фильм. Отчетливо видели во что они одеты, как они двигаются, слышали их голоса, чувствовали тоже, что чувствовали они.

Так, с помощью сказок, родители готовили нас к взрослой жизни. Учили тому, как нужно поступать в том или ином случае. Давали понять что такое хорошо и что такое плохо.

Но оказывается, что читая нам сказки, родители делали для нас гораздо больше. Они готовили наш детский мозг к серьезной интеллектуальной деятельности, к решению сложных математических, технических и творческих задач.

Вы скажете «Не может быть». А это действительно так.

Для того, чтобы разобраться как это происходит, нужно понимать как устроен наш мозг.

Объясню это максимально просто. Одна из главных задач детского мозга – научиться преобразовывать один вид информации в другой. Именно это свойство мозга позволяет в дальнейшем легко оперировать абстрактными понятиями, системно и логически мыслить. А следовательно – и легко учиться. И при чтении сказок детский мозг эту способность и развивает.

-2

Наш мозг – это суперкомпьютер, который принимает и обрабатывает информацию от органов чувств: зрительную – от глаз, звуковую – от ушей, тактильную – от рецепторов на коже, ну и конечно же в мозг идут сигналы о запахах и вкусах.

За обработку каждого названного типа информации в мозге отвечают отдельные зоны.

-3

В то время, когда ребенок слушает сказку, у него активно работают зоны мозга, обрабатывающие звуковую информацию.

-4

Но чтобы ребенок видел «фильм», мозг конвертирует звуковые сигналы в картинки и образы, а следовательно, заставляет работать зрительные зоны мозга.

Когда же ребенок, с головой погрузившись в рассказ, начинает чувствовать вкус и запах сказочных блюд, когда у него по коже бегут мурашки или ему становится весело, то это значит, что мозг преобразовывает звуковую информацию в другие виды, и нагружает работой тактильные, вкусовые и обонятельные зоны.

Это приводит к тому что, во-первых, все зоны мозга работают и их нейрончики сохраняют свою активность, а во-вторых, мозг регулярно практикуется в преобразовании одного вида информации в другую.

Если же вместо чтения сказок, ребенок смотрит мультики, то мозг ребенка работает совершенно по-другому. Ребенок считывает с экрана готовые образы героев, но его мозг не развивает способности по преобразовании информацию из одного вида в другой. То есть, мозг ребенка, которому не читают сказки, а суют планшет или сажают перед телевизором, развивается гораздо слабее, чем мозг ребятишек, родители которых находят время на чтение сказок и веселых историй. И эта разница в развитии будет заметна уже с первых классов школы.

Более подробно прочитать про то, как формируется детское сознание, как работает мозг ребенка в разном возрасте, сколько "переходных возрастов" у детей и как в это время грамотно общаться с детьми, а также про «цифровую псевдодебильность», то есть, как гаджеты влияют на развитие детского мозга можно прочитать в книге А. Курпатова «Счастливый ребенок».

А если вы хотите рассказать детям на понятном им языке о том, как устроен мозг и как его правильно развивать, то посмотрите это видео и подарите детям детскую серию книг А.Курпатова, иллюстрации из которой использованы в данной статье. (Ссылка на детскую страничку А.Курпатова.)

* * *

*ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ*

Если понравилась статья, то высказывайте мнение в комментариях (я отвечу на ваши вопросы), жмите "Нравится" и вместе с Вами эту статью прочитают ещё больше хороших людей.

А чтобы не пропустить новые публикации, можете подписаться.

*ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ*