Негодяй рад сообщить не разбежавшейся еще аудитории - его канал жив, а сам он вернулся из новой вылазки в глубинную Россию целым и невредимым.
Мой маршрут на этот раз пролегал по центрально-черноземным и предчерноземным областям страны, по водоразделу Оки и Дона. Первым крупным центром на нем оказалась Тула - родина не только рособоронпрома, но и русской тяжелой промышленности как таковой.
Негодяй уже бывал в городе стволов, пряников и самоваров 11 лет назад, когда сильного впечатления он не производил. Но в последние годы родственники и знакомые родственников стали часто восхищаться, как при новом губернаторе Алексее Дюмине Тулу "привели в порядок" и как вылизали, по крайней мере, центр города.
Дюмин воссиял в Тульской области в феврале 2016 года и какое-то время был подлинной медиазвездой - все политологи наперебой прочили губернатора не самого богатого региона в преемники президента РФ Владимира Путина. Газеты приписывали бывшему офицеру службы безопасности главы государства и замначальника ГРУ подвиги Геркулеса типа непосредственного участия в присоединении Крыма и вывозе с Украины свергнутого Виктора Януковича. Не говоря уж о его членстве в Ночной хоккейной лиге и прочих престижных клубах вплоть до "кремлевского" санкционного списка США...
Высадившись в Туле 23 мая, я провел там два дня и установил - места, на которые благотворно повлияла аура "преемника", в областном центре есть.
Прежде всего это самый центр города - Тульский кремль, его окрестности и полоса земли между Кремлем и старым руслом реки Упы, ранее служившая дополнительными площадями достославному оружейному заводу.
В кремле, выстроенном в начале XVI века по той же "федеральной программе", что зарайский и нижегородский, теперь возникла масса новой туристической завлекаловки - музейные и ресторанные комплексы, восстановленные с нуля объекты старины. Даже Успенский собор, ранее красовавшийся кирпичной фактурой, перекрасили в благородный фиалковый цвет.
Среди прочих экспозиций в кремле восстановлены средневековые осадные дворы - "запасное жилье" тульских посадских, которые переселялись туда при приближении неприятеля. В XVI веке дворов таких было 129, и в них кипела своя жизнь с буйными соседскими сварами. Но уже в следующем веке, когда отшумела Смута, Тула стала более безопасным местом, и горожане стали забрасывать свои "татароубежища".
Но главное "похорошелло" находится за кремлевской стеной, на брегах старого русла речки Упы, отделяющей оружейный завод от остального города. До войны здесь был так называемый Казанский сад, но еще в военные годы сад скормили заводу под дополнительные мощности, и сразу за старинными зубцами-"ласточками" начинались цеха.
В последние года четыре цехов не стало, а вместо них снова оборудовали парк с концептуальными смотровыми мостиками, дизайнерскими дорожками-лабиринтами, красными фонарями, гастропабами арт-пространствами для самовыраженья и арт-киосками сластей для прохлажденья. Деревца в восстановленном саду подрасти пока успели не везде, но ближний к Музею оружия его конец уже вполне зеленый.
Есть в урбанистичном парке и более серьезные культурности - именно сюда заселился филиал Государственного исторического музея в Туле, а также центральный офис музея-заповедника "Куликово поле".
В целом пространство вокруг кремля стало достойным парадным ядром Тулы, призванным демонстрировать верность города заветам хипстеров. Оформился здесь и местный "арбат" - пешеходная улица Металлистов. Вопреки грозно-индустриальному названию, укомплектована она в основном особнячками XVIII-XIX веков, в которых разместились музеи, сувенирные магазины и кафешки с ассортиментом вплоть до кислородных коктейлей.
Другие уголки тульского прикремлевья создают похожее впечатление. К ним вплотную подступает город XX века - кирпичные и панельные многоэтажки, позднесоветские громады оборонных КБ, изредка перемежаемые пережившим немецкие бомбы и снаряды довоенным конструктивизмом.
В целом 468-тысячная Тула производит впечатление города, где жизнь бьет ключом: идет строительство новых жилых комплексов, открываются лофты и пафосные торговые центры, работает несколько театров.
Хотя и велик соблазн приписать все похорошение Тулы губернатору Дюмину, но - не получается. Такие крупные проекты, как модернизация Музея оружия или восстановление снесенной коммунистами колокольни Успенского собора, были выполнены в городе еще до него. Еще в 2014 году Тула стала призером конкурса на самый благоустроенный российский город.
К тому же вне областного центра, в других городах и поселках Тульской области, настроения от победных далеки. Жители, скажем, Ясногорска или Новомосковска выдвигают в Сети к "преемнику Путина" стандартный набор претензий - плохие дороги, снос детских площадок, завоз московского мусора.
"Есть недочеты" и по объективным показателям: Тула и регион в целом как теряли население до 2016 года, так и теряют его сейчас - хоть область и числится среди наиболее экономически развитых регионов центральной России.
В следующем посте мы поговорим об истоках тульской военно-промышленной мощщи (даже так, с двумя Щ для усиления значительности) и полюбуемся на ее плоды в шикарнейшем Музее оружия.
До новых встреч с Негодяем!