Ребенок, который растет в неблагополучной семье, среди жестокости, бедности, неуверенности в завтрашнем дне, среди эмоционально холодных, депрессивных, патологичных, пьющих и пр. людей, испытывает сильнейший хронический стресс. При этом достаточно понаходиться в подобной среде до года и все, жизнь уже не будет прежней.
В наибольшей группе риска – люди, перенесшие в детстве грубое обращение, травму, которая привела к посттравматическому стрессовому расстройству и нищету.
При хроническом стрессе постоянно выделяется большое количество гормонов стресса – глюкокортикоидов. Они неблагоприятно воздействуют на мозг даже взрослого человека, а у ребенка, в период развития этого самого мозга, приводят к снижению интеллекта, самоконтроля, извращению чувства эмпатии и меньшей способности контролировать и осознавать себя.
С точки зрения эмпатии, глюкокортикоиды ее «уменьшают». А точнее, они сужают способность человека воспринимать людей «своими», а ведь эмпатию мы испытываем преимущественно к тем, кто «свой». То есть человек становится как бы изолирован от других людей. У него есть маленькая группка «своих», которые приносят боль, а все остальные – чужаки, которые несут опасность. И уж лучше плохие, но «свои», чем непонятно какие чужие.
Также глюкокортикоиды приводят к уменьшению объема гиппокампа, это нарушает долговременную память, способность к обучению и обновлению клеток мозга. И самое важное – они тормозят развитие и функционирование лобной коры. А именно лобная кора у нас отвечает за самоконтроль, выбор и «разумное» поведение.
❗️ Эксперименты среди детей до пяти лет показали, что чем ниже социоэкономический статус (СЭС) ребенка, тем в среднем:
- выше фоновый уровень глюкокортикоидов и/или сильнее глюкокортикоидный стрессовый ответ;
- тоньше лобная кора и ниже ее метаболизм;
- лобная кора хуже справляется с задачами на рабочую память, регулирует эмоции и самоконтроль, принимает решения.
Более того, при решении одних и тех же задач у детей с более низким СЭС задействуется существенно больший объем лобной коры, чем у детей с более высоким.
Детям из бедных семей физически тяжелее и энергозатратнее решать те же задачи, которые дети из богатых семей щелкают как семечки.
Вдобавок бедность нарушает созревание мозолистого тела – это пучок аксонов, соединяющих два полушария мозга и координирующих их функции. То есть мозг у детей из бедных семей плохо «синхронизирован».
Неблагополучное детство ослабляет и притупляет функцию гиппокампа и лобной коры. А вот в миндалине все наоборот: при неблагоприятных условиях она увеличивается в размере и становится чрезмерно чувствительной. Из-за этого повышается риск тревожных расстройств.
Если же учитывать еще и дефектное созревание лобной коры, то становятся понятны проблемы с эмоциональной и поведенческой регуляцией, особенно с самоконтролем у таких людей.
Еще почитать по теме
Нейробиология эмпатии и этапы ее развития
Какая бывает эмпатия и есть ли бессознательные эмпаты
Почему бесят люди и семья, и никто не хочет с вами общаться
Литература
1. S. Lupien et al., “Effects of Stress Throughout the Lifespan on the Brain, Behaviour and Cognition,” Nat Rev Nsci 10 (2009): 434.
2. V. Carrion et al., “Stress Predicts Brain Changes in Children: A Pilot Longitudinal Study on Youth Stress, Posttraumatic Stress Disorder, and the Hippocampus,” Pediatrics 119 (2007): 509.
3. F. L. Woon and D. W. Hedges, “Hippocampal and Amygdala Volumes in Children and Adults with Childhood Maltreatment – Related Posttraumatic Stress Disorder: A Meta-analysis,” Hippocampus 18 (2008): 729.