Десятки парней влюбленных в адреналин и мотоциклы регулярно взмывают к небу при помощи 90-95-ти килограммов железа. Неистовое желание этих ребят сделать что-то невозможное заставляет бурно реагировать трибуны, у зрителей перехватывает дух, а по коже от восхищения «бегут» мурашки. Это называется мотофристайл (или FMX). И вряд ли по зрелищности с этим может сравниться какой-либо другой вид спорта!
Переломный период.
Мировое признание 1998 год для мотофристайла стал отправной точкой официального отсчета и истории как вида спорта. Именно в этом году впервые были проведены официальные соревнования. Мотофристайл возник как некое нововведение мотогонщиков. Несколько бесстрашный парней решили, что 15 маленьких прыжков недостаточно дают адреналина и зрелища, которые может дать всего лишь 1, но по-настоящему роскошный и одновременно сумасшедший прыжок!
Пространственное маневрирование, цель которого выполнение разных фигур и трюков в воздухе. Фигура – это движение по заранее обусловленной траектории в положении не свойственному горизонтальному прыжку с трамплина. Из отдельных фигур формируются целые комплексы, которые соответственно демонстрируются на мотошоу и соревнованиях. По уровню/степени сложности прыжки (фигуры, трюки) делятся на простые, сложные и сверхсложные (т.е. индивидуальные фигуры, которые мотофристайлер выполняет на критически опасном режиме).
Базовые прыжки мотофристайла были взяты из BMX’а (трюки на велосипедах). Однако в данном случае существует понятие: сколько мотофристайлеров (проще говоря, райдеров) – столько же и трюков. Каждый опытный райдер способен запросто выполнить (конечно, по-своему) все базовые трюки, например:
- cliffhangers;
- can-can;
- backflips;
- superman backflips;
- rocket solid;
- bar hop;
- lazy flipk и пр.
Кроме того, что эти ребята попросту «смеются» над законами физики и гравитации, каждый из них зачастую имеет в своем арсенале фирменный прыжок и не один.
Подготовка к «безумию»
Как правило, новые прыжки готовятся исключительно в атмосфере абсолютной секретности, знают о них разве что самые близкие люди райдера. Для этого используются трамплины и бассейны (набитые поролоном), которыми, оборудована совершенно каждая тренировочная база, так как неудачные приземления очень часто заканчиваются плачевно, а иногда трагично.
Достаточно скудная защита: шлем, наколенники и защиты для шеи/спины (это следствие желания райдера как можно больше уменьшить вес пары в целом, т. е. байк-пилот). При ударе такая защита какой-либо серьезной амортизации дать не может, поэтому райдеру приходится рассчитывать только лишь на собственное умение и соответственно удачу.
Для подготовки «боевого коня» требуется мотокроссовый байк, а также огромнейшие усердия как самого райдера, так и его команды. Например, нужно поднять руль и убрать перекладину, на подвеске выставить жесткие регулировки, в пластиковых боковинах сзади байка необходимо проделать надежные отверстия для рук, и далее тюнинговать-тюнинговать покуда хватит фантазии и соответственно финансов. Верхнего предела стоимости переделанных байков не существует (байки некоторых фристайлеров могут стоить как дорогостоящее авто класса люкс).
Чтобы более-менее ориентироваться в происходящем, помимо наименований трюков, нужно знать еще и классификацию самих соревнований по мотофристайлу. К примеру:
- «Big Air» это турнир, на котором райдеры по очереди соревнуются только на одном трамплине;
- «Freestyle Motocross» это турнир, который предполагает проезд по трассе с включением вольных комбинаций разных прыжков. Наиболее известными турнирами по мотофристайлу являются:
- «Gravity Games».
- «Dew Action Sports Tour».
- «Moto-X Freestyle National Championship».
- «X-Games».
- «Red Bull X-Fighters»
Последние соревнования являются самыми любимыми зрителями, насыщенными трюками и адреналином.
На высоте мотофристайлер остается в одиночестве со своим байком, силой инерции, силой тяготения, глубинным человеческим страхом, необходимостью действовать решительно и без эмоций (хладнокровно). И если по какой-либо причине он струсит, то не справится, что, безусловно, приведет к неминуемым проблемам. Видимо, именно поэтому райдеры так уверенно и гармонично сосуществуют со своими страхами!
Все, что рассказано словами либо увидено на экране – абсолютно не имеет ничего общего с ощущениями непредсказуемости на арене. Мотофристайл – это постоянная лотерея, где только лишь бешеные усилия и удача проводят отчетливую границу между радостной улыбкой победителя и изломанным телом проигравшего. Под «победителем» конечно, подразумевается любой, кто с арены уехал на «своих колесах».
Ведь экстремальные виды спорта способны щекотать и держать в напряжении «гитарной струны» самые крепкие нервы, потому что помимо колоссальной красоты они содержат феноменальную, а иногда и фатальную опасность! Что же касается победителей в соперническом смысле – их самая высокая награда это целое неизломанное тело, душа и путевка в максимально рискованное вертикальное странствие на следующих соревнованиях!