Найти тему
Записки кинезиолога

Нейробиология эмпатии и этапы ее развития

Оглавление

Эмпатия – это способность чувствовать эмоции, переживания, физическую боль и иногда даже мысли и содержания бессознательного других людей.

В своем исследовании эмпатии я опиралась на личный опыт, опыт работы с клиентами и исследования в сфере нейробиологии. В частности, на книгу Роберта Сапольски «Биология добра и зла», в которой широко раскрыты нейробиологические основы эмпатии.

Когда появляется эмпатия

Эмпатия свойственна как минимум млекопитающим. Ее испытывают крысы, обезьяны, слоны и люди.

У людей она проявляется начиная с раннего детского возраста. Особенно ярко это видно в отношениях младенца с матерью. Они неразрывно связаны и находятся в очень плотном телесно-эмоциональном коконе.

Младенец воспринимает эмоции и телесные посылы матери, а мать, в идеале, чувствует эмоции и физиологические потребности ребенка. К сожалению, со стороны матери это бывает не всегда. Отсюда и начинаются дефекты развития эмпатии у ребенка. Но об этом в следующей статье.

Этапы развития эмпатии и нейробиология

Детская способность к эмпатии (со-чувствию) проходит от этапа ощущения боли другого как своей, потому что другой – это и есть я, к этапу со-переживания боли другого, потому что он – как я. У подростков сила ощущения чужой боли граничит с ощущением собственной, поэтому им так хочется изменить мир. Иначе, кажется, что облегчить собственную боль невозможно.


1. В первую очередь у ребенка развивается
сенсомоторная эмпатия. Он восприимчив к чужой боли, но еще этого не осознает. На этом этапе при виде чужой боли у ребенка активируется по большей части центральное серое вещество, которое обрабатывает болевые сигналы на базовом, низком уровне.

-2

При этом эмпатия к чужой боли активируется только по отношению к людям и существам, которые входят в круг «своих», показали исследования, правда на крысах. В этом случае у самого эмпата понижается болевой порог, то есть ему легче причинить боль, чем если бы он не видел страданий других. К «чужим» этот механизм не относится. Поэтому дети могут мучить животных и других детей, не осознавая, что причиняют им боль.

2. Когда к эмпатии подключается эмоциональный компонент, то меняется и профиль мозговой активности. К нему добавляется возбуждение в лимбических структурах – бессознательная обработка эмоций, и в вентральной медиальной префронтальной коре (вмПФК). Она обрабатывает эмоциональные реакции на сознательном уровне.

3. По мере взросления, когда ребенок начинает понимать моральные последствия своих и чужих действий, у него увеличивается количество и «крепость» связей между вмПФК, островком и миндалиной.

Островок отвечает за умение сочувствовать чужой боли, оценивать возникающие ощущения и, собственно, осознавать эмпатию. Также он отвечает за оценку нарушения социальных норм поведения.

Миндалина отвечает за чувство опасности и связанные с ней тревогу и беспокойство. Это бессознательный центр, который позволяет нам интуитивно воспринимать опасность. Реальную или мнимую.

4. Самый последний этап развития эмпатии – способность ставить себя на место другого – это вмПФК установила контакт с участками, задействованными в модели психического состояния, такими, как височно-теменной узел.

Было предположение, что за эмпатию также отвечают зеркальные нейроны. Однако результаты разнообразных исследований на эту тему спорны. То есть корреляция, предположительно есть, но причинно-следственная связь не установлена.

-3

Однако самая главная часть мозга, где формируется чувство эмпатии – это передняя поясная кора. Она эволюционировала, чтобы, наблюдая за чужими неудачами, ее «хозяин» мог обучиться дельным вещам для собственной пользы.

На развитие эмпатии влияет не только состояние самого мозга, но и состояние гормональной системы, которое сильно зависит от стресса. О том, как проблемы в детстве, стресс, бедность и психотравмы влияют на эмпатию, читайте в следующей статье.

Еще почитать по теме

Как проявляются эмоции в теле и как их убрать

Боли в спине и эмоции. В чем связь?

Эффективное лечение боли в спине