Найти тему
1520. Все о путешествиях

Фирменность двухэтажных поездов окончательно стала профанацией. Убрали даже воду и тапочки

Оглавление

Что вы представляете себе, когда слышите сочетание «фирменный поезд»? Роскошный вагон, где кормят вкусным ужином или завтраком, дают тапочки и зубные щетки, есть хороший Wi-Fi и полки заправлены бельем? При этом еще и расписание составлено так, чтобы пассажир мог выспаться? Я тоже так думал, пока не попал в «Смену», так называемый фирменный поезд из Москвы в Петербург.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Поезд с историей

«Смена» имеет давнюю историю и задумывался как поезд для обучения студентов железнодорожным профессиям. Когда-то его расписание от флагманской «Красной стрелы» отличалось не более, чем на час. Вагоны были оформлены в узнаваемую ливрею – сперва зеленую, а потом синюю с примечательным словом «Смена» на борту, написанным фирменным белым шрифтом.

Фото: train-photo.ru / Alexander M.
Фото: train-photo.ru / Alexander M.
Фото: train-photo.ru / Дмитрий Зю
Фото: train-photo.ru / Дмитрий Зю

Несколько лет назад поезд обновили, и все одноэтажные вагоны заменили двухэтажками. Я ездил на «Смене» несколько раз после этого и недоумевал, а почему же оставили название, ведь его можно было увидеть разве что на маршрутных табличках вагонов, размещенных возле входной двери, да еще в настенном расписании.

-4

Логотип при этом утратили, да и в остальном «Смена» больше не отличается от любого другого двухэтажного поезда.

Года два я не ездил на «Смене», но во время недавней поездки из Москвы в Петербург взял билет именно на нее.

Неудобное расписание и экономия на всем

Первое, на что я обратил внимание при покупке билета, – время прибытия. Поезд приходит в город на Неве в 5:39. Очевидно, что для фирменного поезда это очень рано. Выспаться и приехать «свежим» невозможно.

Сами вагоны мне показались достаточно новыми. От старых двухэтажек они отличаются наличием usb-разъемов для зарядки устройств на уровне верхних полок.

-5

Поезд «Смена» – фирменный, но единственный признак фирменности, который я заметил, – это застеленные верхние полки. Больше ничего.

-6

Еще пару лет назад, когда я ездил на этом поезде в последний раз, в ФПК «играли» в фирменность и старались соблюсти, пусть и формально, хоть какие-то правила приличия. Давали даже «еду», которая первое время представляла собой малосъедобный сэндвич, шоколадку и бутылку воды, но позже сэндвич заменили самым дешевым «Тульским пряником». Бутылочка воды при этом оставалась всегда. Вот фото тех времен.

-7

В этот раз уже не было абсолютно ничего. Убрали из поезда и одноразовые тапочки. Я могу купить такие тапки оптом за 15-20 рублей за пару. ФПК при их объемах могли бы выторговать себе и 10 рублей, и семь... Но нет! Экономят даже на этом. Хочешь тапки – покупай у проводника.

Это, конечно, удивительное жлобство. Для сравнения – в частном поезде «Мегаполис» тапочки дают в любом классе обслуживания, даже в том, где нет больше никаких дополнительных услуг. А чтобы пассажиры не путались, на купе выделяется четыре пары разных цветов.

Кроме тапок раньше давали какой-то «гигиенический набор». Я обычно ничем не пользовался, кроме одноразовой зубной щетки и зубной пасты. Это было удобно, не нужно было брать свои. Но теперь нет даже их.

-8

Я особо не рассчитывал на поездную еду, но был шокирован, что ее убрали окончательно. К счастью, купил перекус в «Макдональдсе», который недавно открылся на втором этаже Ленинградского вокзала, за что большое спасибо РЖД.

-9

В вагоне мне оставалось лишь купить чай и бутылку воды (хотя кулер на лестнице между первым и вторым этажом тоже был, но бутилированной воде я доверяю больше). Два пакетика чая, бутылка негазированной воды и шоколадка обошлись мне в 220 рублей. Оплатить покупку можно было картой.

Меня насмешил подстаканник с оттиском задом наперед. Или его сделали таким ради фоточек на камеры, которые зеркально отражают изображения, или это просто брак.

-10

В «Смене» были в наличии карты для доступа в купе. Очень часто они предусмотрены, но фактически отсутствуют. В данном случае все работало!

-11

Туалет с сенсорным сливом достоин отдельного рассказа.

-12

Из других высокотехнологичных решений – табло в вагоне, которое показывает название следующей станции. В случае со «Сменой» это не трудно: поезд шел с одной остановкой в Твери. Интересно, насколько корректно работает табло на более продолжительных рейсах – например, из Петербурга в Адлер или Анапу.

-13

Розетки были в изобилии, причем речь идёт не только о usb-разъёмах сверху, но и о классических розетках внизу под столиком.

-14

В туалетах висела реклама услуги душ в поезде. Чтобы ею воспользоваться, нужно идти в штабной вагон.

-15

Кстати, я ехал на верхней полке нижнего этажа. Потолок над полкой разноуровневый, ехать на ней сидя очень неудобно (хотя и чуть лучше, чем на втором этаже). Но при этом забавно смотреть в окно – когда там высокие платформы, твой взгляд оказывается на уровне ног прохожих.

-16

Другая проблема – Wi-Fi. Обычно в одноэтажных вагонах поездов между Петербургом и Москвой я даже не подключаюсь к поездной сети, потому что покрытия мобильной связи достаточно для того, чтобы интернет в телефоне был устойчивым. Но двухэтажка, видимо, сильно экранирует, и я подключился к широко разрекламированному порталу «Попутчик».

Он предлагал заказать завтрак, но только после восьми утра. С учётом прибытия в половину шестого это выглядело пикантно.

-17

Ещё можно было послушать экскурсию, но для поезда Москва – Саратов. Или посмотреть так называемое документальное кино. Это были видеозаписи каких-то военно-исторических семинаров качества сильно ниже среднего. Интересно, что при всем этом с основной задачей – обеспечивать подключение к интернету – портал «Попутчик» справлялся ещё хуже. Связь то пропадала совсем, то прием был крайне неуверенным.

Вечная проблема – духота

Очень большие вопросы по итогам поездки у меня остались к климату.

Сразу после отправления поезда в купе зачем-то врубились батареи. Притом, что на улице было +20, воздух стоило бы остужать, а не нагревать. Впрочем, «печка» проработала недолго и уже минут через 15 выключилась, температура установилась комфортная, в вагон поступал свежий воздух через вентиляционные отверстия в потолке и под окном.

Я лег спать на свою верхнюю полку, но вскоре после Твери проснулся от духоты. С помощью кнопки вызвал проводника. Он подтвердил, что вентиляция действительно не работает, но «все решает автоматика» и температура в вагоне нормальная. Ночью мне было лень объяснять разницу между температурой воздуха и концентрацией CO2 (прочитать про это можно здесь). По словам проводника, единственное, что он может сделать, это понизить температуру еще на один градус.

После того, как он это сделал, воздух вновь стал поступать, но через полчаса вентиляция опять выключилась и не включалась до Петербурга.

-18

Я слез с верхней полки вниз и открыл дверь – благо, что других пассажиров не было. Так в купе стало свежее.

То, что в вагоне некорректно работает вентиляция, является прямым нарушением постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003, в соответствии с которым система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу. Более того, летом должен быть обеспечен приток наружного воздуха не менее 20 куб. м/ч. В случае с конкретной поездкой этого сделано не было, ощущался явный недостаток кислорода, окна были закрыты.

Я ездил в двухэтажных вагонах пару лет назад – в той же «Смене» – и приток свежего воздуха поддерживался адекватно. Значит, виной всему либо неисправность вагона, либо некомпетентность проводника. Поверить в то, что ТВЗ разучился делать вентиляцию, сложнее.

-19

В общем, каков итог. Фирменный поезд «Смена» – душная живопырка без признаков фирменности с очень неудобным временем прибытия. Единственный ее плюс – в доступности билетов. Но уж лучше в плацкарте, чем так.

Видимо, продажи билетов идут не очень хорошо, так что недавно в РЖД запустили акцию. За 32 000 рублей можно купить проездной на год на 32 поездки двухэтажками. Кроме душной «Смены», можно ездить еще на «собрате по несчастью» – поезде №5/6. У того чуть лучше расписание, но в остальном он такой же. Только вагоны старше.