Найти в Дзене
ScrollsOfFantasy

Мой топ-5 воров в фэнтези

Я предлагаю вам небольшой топ тех персонажей-воров в англоязычном фэнтези (отечественных авторов тут нет, это тема для отдельного разговора), которые мне запомнились. Некоторые из них очень воры, другие - очень запомнились, но все обладают своей изюминкой, у всех есть как общие черты характера, так и нечто, резко отличающее их от всех остальных.

Начнём, пожалуй!

Локки (или Локк) Ламора

C "Каморр-вики"
C "Каморр-вики"

Из цикла Скотта Линча "Джентльмены-бастарды" ("Обманы\Хитрости Локки Ламоры", "Красное море под красным небом", "Республика воров").

Сам Учитель Воров называл ещё юного Ламору "слишком вором". Позднее Локк стал учеником жреца Тринадцатого Бога, Покровителя Воров, а вскоре заявил о себе как о Биче города Каморра.

Ламора - "профессиональный" вор и свой человек в воровской среде, один из знатоков позабытых традиций. В частности, Ламора - категорический противник "Соглашения" - тайного пакта между знатью и ворами: мол, пусть грабители охотятся только на бедных, а взамен аристократы будут их ловить спустя рукава.

К тому же Локк отличается склонностью к артистизму и драматизму. Он - не столько таящийся в тени вор, сколько обводящий людей вокруг пальца мошенник и обманщик. Ламора может убедить незнакомого богача отдать ему свой костюм (без мольбы или угроз), передёргивать в карты, где для каждой новой игры открывают новую колоду, приходить на собрания городской знати и участвовать в выборах...

В общем, хотя Ламору и не назовёшь Робин Гудом, объектом его издевок, проделок и попыток заработать обычно служат люди, у которых денег куры не клюют. Не всегда богатеи такие уж злодеи, но это уж другой вопрос, правда?...

Кроме некоторых особо умных людей, Локк столкнётся ещё и с магией и алхимией. Не всё сойдёт ему с рук: Ламора немного пока выиграл, многое потерял - но он всё ещё жив и даже выкарабкался из темноты уныния и подавленности (конечно, без трагической истории любви не обойдётся). Сейчас служитель Бога Воров продолжает свой путь во всё более сгущающейся мгле конфликтов городов-государств на развалинах великой Теринской Империи.

Серый Мышелов

-2

Из цикла историй о мире Невона за авторством Фрица Лейбера.

Со своим неразлучным спутником - гигантом-северянином Фафхрдом, - Мышелов обошёл половину странного мира-пузыря Невона (как-то раз попав в чудовищный шторм, среди прочего, Мышелов сумел разобраться в том, куда в мире-пузыре ночью девается солнце - и убедить в этом скептика-Фафхрда).

Базой для приключений этой парочки обычно служит Ланкмар - вечно загнивающий торговый город, полный самых безумных занятий и наистраннейших гильдий (это даже не касаясь людей, которые правят - или делают вид, что правят, - этим городом). Но оба они родом не оттуда (понаехали тут, как говорится): Фафхрд с самой кромки Великого Ледника, а вот наш Серый Мышелов - из ближайшего "замкадья": из южных окрестностей Ланкмара.

Мышелов - невысокий человек с практичным, почти циничным складом ума и неодолимой тягой к противоположному (сразу видно, что книга давно написана!) полу. Вообще-то он - отличный фехтовальщик, но предпочитает использовать уловки и обманы. Он состязался в искусстве загадывать загадки с демоном; убедил целый корабль людей, смотревших на двенадцать играющих крыс, что их было одиннадцать; своей блестящей обманной речью натравил мышей на богов... А ещё Мышелов, раскусив планы бога из иного мира, смог его утопить, ушёл живым при попытке ограбить Гильдию Воров Ланкмара, побывал учеником чародея (как, впрочем, и Фафхрд) и набрал и вымуштровал целую команду воров-подручных.

Мышелов подлинно эпический герой в том смысле, что ничто не может его удержать от поиска новых приключений: ни угрозы смерти, ни потеря близких людей. Но всё же у него есть слабости... хотя точнее сказать, что он набит ими - Фриц Лейбер нарочно выдумывал главных персонажей как пародию на тогда только появившихся героев типа Конана. Из-за этого Мышелов удивительно человечен. Он - из тех немногих персонажей в фэнтези, которым хочется кричать через страницы книги: "Что же ты делаешь? Остановись!"
Но, как я уже имел возможность заметить, его не остановить.

Бильбо Бэггинс

-3

Но от слов ''дерзновенный'' и ''сотоварищ'' Бильбо настолько опешил, что у него отнялся язык. (с) Сами-Знаете-Откуда

Волею судеб, - и не в последнюю очередь волею Гэндальфа, желающего устроить приключения сыну Беладонны Тук, - Бильбо стал взломщиком в компании гномов, отправившихся на борьбу с драконом.

Сейчас нам даже трудно вообразить, должно быть, насколько этот сюжет странноватенько звучал в те времена, когда толкиноподобное (Tolkienesque) фэнтези ещё не было солидным и классическим.

Гэндальф представил гномам Бильбо как взломщика первой категории, позднее добавив: "или будет им, когда понадобится". Что тут скажешь? Я не представляю, как взломщик любой категории мог бы умыкнуть из под носа дракона сокровища, которые в целом невозможно даже транспортировать. Кроме того, сомневаюсь, что даже лучшие взломщики Средиземья имели хорошую практику в воровстве у драконов.

Отсюда можно заключить, что с самого начала всё мероприятие в значительной мере основывалось на удаче.

И на звание самого удачливого - если не вора, то скажем так, лица, находящего чужие вещи и не возвращающего, - Бильбо Бэггинс определённо может претендовать. Ведь он не столько украл, сколько нашёл один из важнейших для истории Средиземья магических предметов - Единое Кольцо, лежащее прямо на полу (точнее, в темноте туннеля). Однако именно этим он заслужил от Голлума прозвище "Вор" (по крайней мере, во второй редакции "Хоббита") - и немудрено, ведь благодаря этому кольцу (в нескольких смыслах сразу!) Бильбо удалось ускользнуть от подземного существа.

Бильбо не только перехитрил Голлума, но и саму смерть долго водил за нос с помощью Кольца, а само Кольцо использовал редко - и благодаря этому избежал и его злого влияния. В общем, кажется, хоббитовско-бэггинсовская натура сделала Бильбо самым благоразумным из воров.

При этом он остался самым эксцентричным из хоббитов. Приключения подарили Бильбо не только порядочное количество золота, но и дружбу с эльфами, репутацию чудака и привычку писать стихи. И всё же на звание самого светлого и мирного вора в этом списке Бильбо определённо может претендовать.

Джек-из-Тени

-4

Из повести Роджера Желязны "Джек из тени" (а на самом деле, "Джек теней" - Jack of Shadows)

Когда Джек появился на Адских играх, его сразу же арестовали, так как чувствовали, что он точно собирается что-нибудь стырить. Когда Джек ответил, что всего лишь хотел поучаствовать в Играх, распорядитель ответил: "Здесь не состязаются в воровстве, так что тебе не в чем соревноваться."

Действительно, мало что есть у Джека, кроме способности к воровству. В мире, разделённом между людьми и порождениями тьмы, он не принадлежит ни к одной из половин. Существо из полосы между мраком и рассветом, он нигде не чувствует себя своим.

И всё же с западным полюсом мира, над которым царит тьма и магия, а хитрые механизмы смертных не имеют власти, - с этим Джека связывает больше. Туда, на западный полюс, в Навозные Ямы, он возвращается после каждой своей смерти. В краях тьмы обитает его злейший враг - Повелитель Нетопырей.

Там живёт Ивен с глазами зелёными, как кромка старинного зеркала, и с волосами как медь - дитя смертной женщины и Неумирающего Полковника.

Джек - тот, о ком сказано, "ты можешь сегодня убить кого-нибудь, а спустя десять лет обедать с ним, хохоча над вашей дуэлью и пытаясь вспомнить, что было ее причиной." Стоит произнести имя Джека в тени, и он его услышит. Гадать по его руке бесполезно - у него руки вора, все линии лживы.

Джек столкнётся с великой магией и с компьютерами, прежде чем его жажда хаоса приведёт к тому, что не просто попытается отобрать у людей вещи, жизненную силу или замки - он попытается отобрать у них весь миропорядок.

Джек Рейвенвальд

-5

Из "Города воронов" Ричарда Бейкера.

Почему-то ворам нравится это имя, не так ли? (помните, как в "Алисе в Стране Чудес" Валета судили за воровство? Он в английском тексте Knave, но более "домашнее" название этой карты - Jack. Это так, к слову).

Джек Рейвенвальд живёт в городе под названием Утёс Воронов, что на севере знаменитого Фаэруна, мира игр и книг "Dungeons and Dragons" (в этом предложении много мелких неточностей - мир называется Торил, и он не является сеттингом по умолчанию, но не будем забивать голову).

О прошлом Джека известно совсем немногое - мы сразу видим его в изящном камзоле, с хорошими манерами, прячущегося на крыше в попытках украсть на двоих с подельником пять драгоценных рубинов (попытка поделить пять рубинов на двоих - это отдельная история).

Джек - вор и мошенник, причём "мелкая сошка". Он слишком часто срывает дела для успешного вора, а для успешного мошенника надо вызывать чуть меньше подозрений у людей. Если лёгкие способности к магии можно зачесть Джеку в плюс, то патологическая неспособность сказать правду вполне уравновешивает её жирным минусом.

Тем не менее, Джек амбициозен и постоянно пытается сорвать большой куш. Он всюду суёт свой симпатичный нос, не сдаётся и не пасует перед трудностями, так что нам предстоит смотреть на то, как он петляет в нескольких интригах одновременно.

Рейвенвальда нельзя назвать хорошим человеком, но так получается, что ему придётся стать на сторону относительно приличных людей против... скажем так, против тех, за кем тоже есть своя правда, но чьи планы уж слишком исполнены ярости и разрушительной злобы.

И кто бы мог подумать, что история, которая приведёт к изменению всего магического ландшафта вокруг Утёса Воронов, начнётся в тот день, когда устрашающая, грозная и прекрасная Красная Волшебница Тэя придёт поговорить о марках вина к самому профессиональному пропойце города - по совместительству (что и не удивительно) одному из знакомых Джека Рейвенвальда?

Наверняка многих не упомянул, так что можете делиться любимыми фэнтези-ворами в комментариях!